До премьеры
осталось:

14 элементов структуры анимационных историй

В этом материале мы расскажем о типовых элементах структуры истории из Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса, которые можно использовать при написании сценария для анимационного фильма. Статья основана на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания представленных в таблице приемов.

Запечатленная в таблице Харриса и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок сторителлинга — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, на котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.

В одном из своих предыдущих материалов мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном анимационных персонажей. Помимо типажей героев, в таблице представлены практически все основные составляющие сторителлинга: в ней собраны около 200 элементов для конструирования историй.

 

 

В России о таблице Харриса писали мало, и мы решили выпустить серию материалов об искусстве сторителлинга в контексте анимации.

СТРУКТУРА КАК «СКЕЛЕТ» ЛЮБОЙ ИСТОРИИ

Четкое построение повествования помогает автору не запутаться в сценах и персонажах, а также выстроить логику развития действия и поведения героев, раскрывающую их внутреннюю суть.

14 элементов таблицы сторителлинга, описывающие структуру истории, — это попытка обозначить типовую сюжетную линию одним словом.

Каждый их перечисленных структурных компонентов в отдельности может стать основой простого сюжета. Например, множество детских мультфильмов короткого метра имеют именно моно-структуру, в которой использован только один из элементов.

Более сложные сюжеты могут включать в себя 2-3 (или более) структурных компонента. В случае длинной истории, вроде анимационного сериала из нескольких сезонов, сценарий должен состоять из нескольких вложенных и пересекающихся друг с другом структурных элементов, которые выполняют роль фундамента всего сюжета.

Итак, о чем же речь?

14 ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ АНИМАЦИОННЫХ ИСТОРИЙ

1) Конфликт © — столкновение двух или более противоборствующих сил. Элемент универсален и допускает включение множества уровней повествования.

Сценарий, построенный на конфликте, дает автору большую свободу действий для постепенного введения новых персонажей и оперирования поводами и причинами противостояния.

Если проецировать структуру «конфликт» на различные жанры, то тут может быть и семейная драма, и детектив, и эпическая фантастика про «войну Добра со Злом».

Кроме того, конфликт очень удобен непредсказуемостью и многообразием финалов: от полного уничтожения одной (или всех) противоборствующих сил, до их полного примирения, или до «патовой» ситуации (когда неясно, чем конфликт закончился).

Кадр из мультсериала «Герои Энвелла»

Кадр из мультсериала «Герои Энвелла»

2) Классическая трехактная структура (3as):

  • Завязка сюжета — обозначение некой проблемы, недостатка, положения дел, требующего исправления;
  • Разработка сюжета — серия действий или усилий по разрешению существующей проблемы (попытка — неудача — новая попытка — снова неудача — …). Разработка сюжета может быть относительно простой, но может иметь и сложную динамику: развитие сюжета по восходящей (увеличение динамики), кульминация (одна или несколько, см. далее), развитие сюжета по нисходящей (постепенное замедление динамики).
  • Развязка сюжета — благополучное разрешение проблемы.

Почти все тексты классической литературы до начала-середины 20 века за редким исключением имеют именно трехчастную структуру. С наступлением эпохи модернизма/постмодернизма авторы стали более вольно обращаться с текстами и стали видоизменять компоненты этой структуры.

3) Разоблачение (Re) — классическая структура, лежащая в основе любого детективного сюжета. Есть некто (или нечто), о ком у нас имеется некое представление. В ходе сюжета об этом «персонаже Х» (или всех персонажах истории) у нас появляется всё новая информация, которая в корне меняет наше начальное представление о нём или о них.

Разоблачение может касаться не только персонажей, но и всей реальности в повествовании.

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

4) Кульминация (Cmx) — текст, состоящий из одной кульминации, написать невозможно. Но она должна присутствовать в любом произведении.

Говоря языком определений, кульминация — это «момент истины» и высшего напряжения в развитии сюжета. Какое-то экстремальное событие, главная сцена / ситуация / событие / поступок (и т.д.), с максимальным эмоциональным напряжением, раскрывающее его основной смысловой посыл.

Разумеется, сюжетная кульминация обычно имеет четкую привязку к жанру текста. Например, если в основе сюжета конфликт, то кульминацией будет решающая схватка главного героя с его противником. Если в основе сюжета разоблачение, то кульминацией будет точное понимание того, кем является преступник.

Кульминаций в одном сюжете может быть несколько.
В трехактной структуре кульминация (или много кульминаций) используются в середине сюжета. Но, в принципе, сюжет можно оборвать, эффектно завершив его «на пике».

5) Развязка (Den) — структурный элемент, который в классической трехактной структуре смещен обычно к концу картины.

Развязка — это разрешение тех противоречий и проблем, которые были обозначены в начале текста (в завязке сюжета), процесс, при котором сюжет становится более понятным и определенным. Хотя развязки в сценарии может и не быть. Автор может намеренно оставлять много «оборванных нитей».

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

6) Конец, финал (End) — типовой элемент в трехактной структуре текста, смысловая «точка» всего повествования. Момент, в котором на все поставленные в начале сюжета вопросы получены окончательные ответы. При этом возможны и «открытые» финалы, когда победное решение задач, поставленных перед главным героем в завязке, приводит его к новым вопросам.

7) Чеховское ружье (Chk) — всем известно изречение А. П. Чехова о том, что если в начале пьесы на стене висит ружье, то ближе к концу пьесы оно обязательно выстрелит.

В сценаристике прием «чеховское ружье» работает так: в самом начале повествования в текст включаются «чужеродные» структурные элементы, выпадающие из общего повествования. Например, это может быть эпизод, посвященный некоему персонажу, который никак не проявляется больше по ходу сюжета до самого финала, где играет решающую роль.

Как классический структурный прием, «чеховское ружье» появляется в сценарии лишь два раза: сначала нам его «показывают», при повторном появлении оно «стреляет». Но в сериалах прием получил новую жизнь: в каждой серии можно продемонстрировать сразу несколько таких «ружей», а потом они могут неожиданно «стрелять» уже в других сериях.

8) МакГаффин (Mcg) — термин MacGuffin предложен в 1935 г. гениальным Альфредом Хичкоком. Этот термин используется для обозначения любого мотивирующего элемента сюжета, который используется при разворачивании и развитии сюжета для того, чтобы ускорить его.

МакГаффином может быть абсолютно любая случайная вещь (предмет, человек, событие, идея; в классическом варианте Хичкока — первая пришедшая ему на ум шотландская фамилия). Он не всплывет далее по сюжету, он не объясняет концовки, вы можете даже его не увидеть (персонажи только упоминают о нём, нигде не поясняя, что же это такое).

Это может быть некая загадочная посылка / артефакт / супероружие / персонаж / место, до которого страстно пытаются добраться все участники истории. Как правило, сюжет истории, в которой содержится МакГаффин можно охарактеризовать одной фразой: «Быстрее! Мы должны найти Х быстрее, чем Они до него доберутся!». Жанрово это может быть что угодно: от комедии, до триллера.

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

9) Предыстория (Bks) или «экспозиция» — некая вводная часть, предшествующая развертыванию основной сюжетной структуры, описание того, что есть/было до начала основной истории. Это может быть описание будущего места действия, исторической эпохи, социальной среды, жизненной истории (биографии) будущих действующих лиц истории и т.п.

Экспозиция задает «правильный» контекст, полезна для понимания сути истории, может выступать основой для приквела.

10) Обратное действие (Ret) — изменение событий прошлого для их соответствия действующему сюжету. Как правило, используется в случае развития сюжета по направлению, не предусмотренному сценаристами ранее, в результате чего показанная ранее предыстория, воспоминания или эпизоды из предыдущих частей, корректируется согласно текущим нуждам сюжета или трактуется иначе, чем ранее.

«Обратное действие» может не только вводить в действие новых персонажей, но и раскрывать новые обстоятельства из жизни действующих персонажей.

11) Сюжетная линия (Arc) — набор связанных общей идеей/темой/смыслом серий (эпизодов, сцен), в котором герои взаимодействуют в рамках некой отдельной «истории» (сюжета), порожденной конкретной целью, стимулом, другими словами — обособленной и продолжительной сюжетной линией.

Эпизоды в этом сюжете не обязательно должны быть последовательны и неделимы — зачастую такие сюжетные линии прерываются не относящимися к главной линии эпизодами. Обычно в сериалах существует одна главная сюжетная линия и 3-5 второстепенных.

12) Романтическая линия (Rar) — достаточно традиционная структура, построенная на последовательности развертывания любовных отношений между двумя людьми.

В романтической структуре могут быть такие типичные сюжетные элементы как встреча, знакомство, взаимораскрытие (искренность — «тайна», правда — ложь, понимание — непонимание и т.д.), столкновение с прошлой жизнью, испытания (разлука, болезнь и др.), воссоединение и т.д..

Также предполагается вполне стандартная ролевая «раскладка» персонажей: есть Главный Герой и Главная Героиня; есть антагонисты (часто из прошлой жизни), препятствующие их отношениям; есть добрые волшебники, способствующие хэппи энду.

Кадр из мультсериала «Герои Энвелла»

Кадр из мультсериала «Герои Энвелла»

13) Любовный треугольник (Tri) — по большому счёту, это частный прием сочинения историй, созданный на стыке «конфликта» и «романтической линии».

При развертывании романтического сюжета, один из персонажей-антагонистов усиливается и начинает играть самостоятельную главную роль, оказывая масштабное противодействие Главному Герою (или Героине). В фильме этому самому антагонисту начинает уделяться не меньше (а иногда и больше) времени, чем романтической парочке.

В традиционных любовных романах это Соперник, противостоящий Главному Герою в борьбе за руку и сердце Главной Героини. Борьба за обладание чем-либо — это классическая конфликтная структура, развертывание которой осуществляется по собственным законам.

Таким образом, «любовный треугольник» — это выстраивание сюжета из сплетения (примерно в равных долях) двух линий — романтической и конфликтной. Жанрово это может быть все, что угодно: от вечнозеленой сказки про Золушку до жуткого триллера или боевика.

«Любовный треугольник» может быть как моно-структурой, так и сюжетной линией «второго плана» в полиструктурных текстах.

14) И все смеются! (Hil) — разновидность финала (п.6), своего рода абсурдистский «финал без финала».

Структурный прием «И все смеются!» обычно используется в комиксах или юмористических сериалах (ситкомах) в кульминационные (п.4) моменты сюжета. По ходу сюжета происходит некое экстремальное событие, которое в обычной жизни привело бы к тяжким последствиям — госпитализации, увольнению с работы, аресту и проч.

Но законы комедийного жанра с законами реального мира ничего общего не имеют. Поэтому негативная ситуация или каким-то чудесным образом благополучно разрешается, или заканчивается ничем (т.е. без тяжких последствий, вопреки всякой логике). Кульминация оборачивается фарсом.

Структурное назначение приема «И все смеются!» — удержать развитие (динамику) сюжетной линии в рамках определенного жанра (обычно комедийного). Прием «И все смеются!» чаще всего встречается в ситкомах, но может мигрировать и в другие жанры, в т.ч. и не комедийные; может использоваться как и по ходу сюжета (в кульминационные моменты), так и в финале.

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»

Кадр из мультсериала «Сказочный патруль»