Александр Бекишев: Моя миссия — делать хорошие и добрые мультфильмы для детей

Продакшн-супервайзер студии «Паровоз» Александр Бекишев рассказывает о характерах героев мультсериала «Четверо в кубе», создании серии мультсериала и своей мечте.

МЕЧТА

Когда я был маленьким, я очень любил мультфильмы. Честно говоря, я не знал как они делаются, но очень хотел сделать что-то подобное. Я хотел, чтобы другие могли наслаждаться моим мультфильмом. Так получилось, что теперь я в мультипликации и моя миссия — это делать хорошие и добрые мультфильмы для детей.

ОПЫТ

В 3D я пришел в начале 2000-х годов, то есть я в 3D уже более 16 лет. С самого начала я работал в НИИ и меня попросили сделать презентацию военной техники: нужно было сделать ролик, в котором было бы показано, как работает техника. Тогда этим никто не занимался и я решил попробовать свои силы. С того момента и началось мое движение в 3D.

После этого я пришел в игровую студию и там я был моделлером, потом аниматором, лидом анимации, композером, рендером, немного застрял в FX. Я работал на самых первых российских мультфильмах — Дятлоws.

Кадр из мультфильма «Дятлоws»
Кадр из мультфильма «Дятлоws»

Когда я набрался опыта, то решил, что пора развиваться дальше. Полагаю, что все люди хотят расти и совершенствоваться, добиваться каких-то результатов. У меня было огромное желание создать свой мультфильм. Я решил узнать, что нужно уметь для того, чтобы сделать свой мультфильм. Я пришел в студию и выразил желание стать супервайзером. В роли супервайзера я работаю уже 8 лет, из которых уже 4 года, как я работаю на студии Паровоз.

ДЖОН ЛАССЕТЕР

Джон Лассетер, режиссер студии Pixar, первое время являлся моим вдохновением. Его путь меня очень мотивировал. Когда я делал свои первые шаги в работе, я прочел его книгу «Искусство анимации» и решил ориентироваться на него.

ПРОФЕССИЯ СУПЕРВАЙЗЕР

Ранее я думал, что супервайзер — это директор, который руководит всеми и просто раздает распоряжения. Но, на самом деле, это не так. Супервайзер — это, скорее, дирижер. Он руководит всем процессом, а в самый ответственный момент он может встать на место любого человека в команде. Если того требуют сроки и улучшение качества материала, супервайзер может самостоятельно скорректировать работу кого-то из членов команды.

Супервайзер должен быть ответственным и пунктуальным — необходимо отвечать за каждого члена команды. Если что-то пойдет не так — это вина супервайзера. Правильное планирование и распределение работы — это забота супервайзера.

Самое главное в работе, на мой взгляд, — это желание совершенствоваться и развиваться дальше. Любой человек, если он хочет стать кем-то, он должен этого очень сильно захотеть. Он должен понять, что для этого нужно и как к этому прийти. Не зная основ производства, стать супервайзером невозможно.

Супервайзер — это человек, который понимает процесс «от и до», он знает как этот проект выстроить и в какие сроки.

КОМАНДА

Я формирую команду по одному принципу — профессионализм. Бывают и исключения. Когда ко мне на собеседование приходит человек и я вижу, что у него нет опыта, но он очень стремится к работе, я возьму его в команду. Полагаю, желание работать и стремление к совершенствованию важнее всего. Опыт всегда можно наработать.

ОШИБКИ

Каждый из нас совершает ошибки. Если человек совершает ошибку на каком-то этапе производства, мы разбираем его ошибку вместе. Мы стараемся выяснить, в чем проблема и находим решение.

ЧЕТВЕРО В КУБЕ

Постер мультсериала «Четверо в кубе»
Постер мультсериала «Четверо в кубе»

Кубики — это абсолютно позитивные персонажи. Они могут найти решение проблемы в любой ситуации. Конечно, они все чего-то боятся, но они проходят через свои страхи с песенками. Они спели песню — они развеселились. После этого им нечего бояться.

Лера — обычная девочка. В самом начале она принимает кубиков за игрушки. Потом она понимает, что они живые. Лере очень скучно: ей не с кем дружить, а бабушка слишком занята поиском внеземного разума. Лера находит друзей в кубиках.

Станислав — соседский мальчик. Он — полная противоположность Лере. Как и все маленькие мальчики, он не хочет, чтобы Лера принимала участие в его играх. Она же девочка, а все девочки — принцессы, они не принимают участие в играх. Станиславу очень хочется, чтобы кубики играли с ним. Он борется за внимание кубиков. Лера же старается найти общий язык со Станиславом и хочет, чтобы все играли вместе.

Бабушка Леры — ученый, она посвятила свою жизнь поиску внеземного разума. Кубики ее очень боятся: бабушка старше и больше по размерам, чем Лера. Когда они видят бабушку, они быстро прячутся.

В первой серии мы постарались сделать завязку такой, чтобы детям было интересно смотреть. Когда сериал только задумывается, создатели ориентируются на какую-то группу детей. Охватить всех и сразу, конечно же, не получится. К примеру, для детей 3-6 лет в сериале будет показано больше игровых сцен. Более того, все дети любят музыку и песни. Поэтому мы в первую серию и включили песни и музыкальный клип. После этого мы сделали предпоказ для детей, чтобы выяснить у них, что им понравилось, а что было лишним или неинтересным.

СОЗДАНИЕ СЕРИАЛА

Производство сериала начинается с идеи. Пишется сценарий и начинается разработка концептов. Собирается команда проекта и решает, как будут выглядеть персонажи.

Художник-постановщик делает эскизы, которые утверждают или дорабатывают. Мы утверждаем концепты с телеканалом. После этого начинают прорисовываться персонажи, локации и потом все отдается в производство. Так создается не только первая серия, так создается любая серия.

На мультсериале «Четверо в кубе» концепция первой серии прописывалась так: кубики прилетают на чужую планету и встречают там девочку Леру. Далее мы детально прорабатываем самих кубиков, Леру, бабушку Леры, внешний вид персонажей, где они все будут жить. Все это разрабатывается, утверждается и только потом запускается в работу.

Во второй и последующих сериях прорабатываются только отдельно локации, потому что персонажи уже утверждены. Если, конечно, вводится новый персонаж, то мы его будем прописывать заново. К примеру, в четверной серии у нас появился Станислав.

https://vimeo.com/296836334/4802de0ec1

Когда делалась первая серия, было важно найти образ, который мы хотим видеть в финале. Момент создания серии повторялся несколько раз: мы создали какую-то локацию, набор персонажей, анимацию, отрендерили, откомпозили все это, но, к примеру, не понравилось. И мы возвращаемся в начало. Только после того, как мы находим необходимую концепцию, все начинает идти «как по накатанной».

АНИМАТИК

В самом начале выпускающий режиссер и режиссеры аниматиков оговаривают концепцию серии, рисуют аниматик и утверждают его с выпускающим режиссером. Так в серию приходит динамичность: могут быть добавлены какие-то действия и сцены, которых не было на начальном этапе.

В идеале аниматик должен полностью соответствовать готовому мультфильму. Конечно, в условиях сериального производства так бывает не всегда. Производство очень сжато, ведь мы должны выпускать две серии в месяц. Для такой скорости готовый аниматик должен приходить за месяц до выхода на канал, чтобы команда проекта могла успеть все сделать. Аниматики должны делаться очень быстро.

Чтобы успевать в срок, мы делаем предварительные аниматики — не финальные. После того, как он утвержден, режиссер с аниматорами обсуждают дополнения к аниматику. Так мы будем точно знать, сколько персонажей у нас будет, какие локации они посетят и какие предметы их будут окружать.

Любой предмет, персонаж или эффект в аниматике — это ассеты. Ими занимается ассет-менеджер, он привязывает каждый ассет к определенному шоту. К каждому ассету рисуется концепция. Например, когда мы делали телефон для Пиратто — персонажа нашего сериала — режиссер подобрал несколько референсов для художника и тот, на их основе создал некий «прототип» телефона.

После того, как аниматик принят, его режут на шоты — отдельные маленькие сценки. В среднем, у нас по 200 шотов на серию. Порезанный аниматик отправляется в layout, где локации, персонажи и предметы соединяются вместе. Layout-артисты прописывают направление и длительность движения, чтобы аниматор смог оживить картинку. Аниматоры создают движения персонажей, их мимику, жесты.

Когда все движения отыграны, анимация отдается на рендер и компоуз, где выставляется цвет, текстуры и тени. Параллельно звукорежиссеры работают над звуковым оформлением серии. Когда все эти этапы завершены, мы отдаем мультфильм на канал.

ХОББИ

Мне интересно читать книги по истории. Мне нравится история, история России. К сожалению, когда я учился в школе, меня не привлекал данный предмет, но сейчас мне это очень интересно.

Ранее у меня была идея создания своего мультфильма. У меня был полностью написан сценарий, были наработаны концепты. Я общался с продюсерами на каналах и других студиях, но они не заинтересовались моим сюжетом. И я решил обратиться к зарубежным студиям. Мне удалось продать проект одной анимационной студии в Германии. Идея до сих пор не реализована.

ДЕВИЗ

Никогда не останавливайся на достигнутом.