Александр Биллион: Приоритет в жизни — полностью отдаваться любимому делу

Поговорили с композитором мультсериалов «Герои Энвелла», «СОБЕЗ» и «Четверо в кубе» Александром Биллионом о художественной интуиции, философии и работе.

Александр расскажи, пожалуйста, как начиналась твоя творческая деятельность? Какой проект считаешь ключевым на пути становления твоего таланта?

Первый мой большой коммерческий проект — это спектакль «Маугли. Книга Джунглей» (2014) в Московском Губернском Театре под художественным руководством Сергея Безрукова. На данный момент я написал музыку к четырем спектаклям в этом театре.

Александр Биллион и Сергей Безруков
Александр Биллион и Сергей Безруков

До этого все мои аудиовизуальные проекты были проделаны с друзьями — режиссерами и сокурсниками в Гуманитарном Институте Телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина. Одним из этих друзей является Антон Ланшаков — режиссер «Героев Энвелла». А музыку я пишу с самого бессознательного возраста, если верить моим родителям. В семье музыкантов иначе как-то не получилось.

Кого из композиторов ты мог бы назвать своим учителем? Кто твой любимый композитор, твой кумир? Что у тебя в приоритете — в творчестве и в жизни?

В детстве через мои уши проходило много разной музыки — за один день дома я мог услышать и что-то из произведений Queen, Abba, Madonna или Michael Jackson’а.

Вечером родители могли поставить мне «В пещере горного короля» Эдварда Грига на виниле или я мог слышать, как папа играет фуги Баха или что-нибудь из балета Стравинского на кабинетном рояле в нашей большой комнате. Наверное, поэтому я равноценно люблю как академическую музыку, так и электронную. К тому же уже существовали такие хиты кино, как «Назад в Будущее», «Индиана Джонс», «Терминатор», «Звездные Войны», в которых всегда была запоминающаяся музыка.

Конечно же, в том возрасте я даже и не задумывался над тем, кто были эти люди, благодаря которым я мог с легкость напевать под нос мелодию любимого фильма и сразу же вспоминать свои ощущения от этих картин.

Таким образом моими любимыми композиторами-мелодистами из кино «старой» школы стали — Алан Сильвестри («Назад в будущее»), Джон Уильямс («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода», «Звёздные Войны» и многое другое), Дэнни Эльфман («Эдвард руки-ножницы», «Алиса в стране чудес», «Бэтмен» 1989 года). Из современных кинокомпозиторов — Ханс Циммер («Начало», «Тёмный рыцарь», «Интерстеллар»), также Джон Пауэлл («Как приручить дракона») и Дон Дэвис («Матрица»).
Из классической музыки мне очень нравятся композиторы-импрессионисты — Клод Дебюсси, Морис Равель, Эрик Сати. А из электронной музыки на меня произвели большое впечатление группы Prodigy, Chemical Brothers, FatBoy Slim, Moby и еще многие исполнители из drum’n’bass, breaks, house, techno стилей.

Что касается приоритетов в творчестве, то для меня главное, чтобы музыка, которую я пишу или слушаю была благозвучной и запоминающейся. Хотя иногда и хочется просто хорошего, приятного «фона». Ну, а приоритет в жизни — полностью отдаваться своему любимому делу.

Запись деревянно-духовых для спектакля «Остров сокровищ» (2015)
Запись деревянно-духовых для спектакля «Остров сокровищ» (2015)

Как ты сегодня оцениваешь свою работу над мультсериалами «Герои Энвелла» и «СОБЕЗ»? Какие сложности существуют у проектов?

Сложно самому оценивать собственную работу, пусть это делают другие, им будет явно проще. Оба проекта мне нравятся, у каждого есть свои классные особенности, я старался выделить каждый особым музыкальным стилем и краской.

Какие новые возможности ты видишь в развитии музыки в детских мультфильмах и мультсериалах? Существует ли принципиальная разница между ними?

Мне кажется, что в последнее время музыка для мультфильмов в России стала серьёзнее. Вернее, к ее сочинению стали серьезнее относится, а без этого развитие невозможно. Я не вижу никакой разницы между подготовкой к написанию музыки к мультфильму для дошкольников, леденящему кровь триллеру, рекламе машины или спектаклю по Гоголю. В любом случае происходит анализ увиденного и подбираются уникальные приемы или инструменты или принцип игры на инструментах саундтрека к данному проекту.

В «Героях Энвелла», например, я пишу музыку как для настоящего серьезного блокбастера, иногда даже забывая, что это мультфильм. Мне кажется, что это и есть одна из уникальных музыкальных красок в этом проекте.

От музыки в анимации очень многое зависит, а последние серии мультсериала «Герои Энвелла» ознаменованы все более серьезными и взрослыми поступками детей, как это отражается на музыке?

Да, музыка играет важную роль. Мне очень нравится, что градус напряжения в сериале повышается от серии к серии, соответственно и музыка должна быть еще серьезнее и местами даже «темнее», чтобы подчеркивать все сложности, предстающие перед героями.

Существуют ли особенности создания саундтреков для «героев» и для «злодеев»?

Музыкальные темы «героев» и «злодеев», конечно же, должны отличатся. Герои, «хорошие парни», как правило, стоят на «светлой» стороне истории, поэтому в музыке используются позитивные, вдохновляющие, не запутанные мелодии. У злодеев же все наоборот — таинственность, непредсказуемость, мрачность звучания инструментов и мелодии.

Как ты используешь безграничные возможности компьютера в процессе создания своих сочинений?

На самом деле уже сложно представить как можно было бы писать современную музыку без компьютера. Например, можно записать свою музыкальную идею сразу же целиком или по маленьким секундным кусочкам, затем комбинировать все придуманные части между собой, причем, сразу же слышать как это будет звучать в итоге (что гораздо сложнее сделать, когда ты пишешь музыку нотами на листе бумаги).

А если нужно, чтобы какие-то партии сыграли реальные музыканты на инструментах, можно перевести придуманный на компьютере материал в ноты. И после того, как музыканты запишутся в студии звукозаписи, полученный материал можно еще раз отредактировать или продолжить экспериментировать и превратить полученную запись в материал с совсем другим характером. Ограничивать может только собственная фантазия.

Каким критериям должен соответствовать композитор? Должен ли он обладать философским мышлением?

Как и любой творческий человек, композитор должен обладать безграничным желанием придумывать новое и способностью фантазировать. Философия тут нужна скорее для того, чтобы поставить для себя рамки, если это потребуется или же наоборот их убрать.

Является ли для тебя живительной средой классическая музыка прошлого? Как художественная интуиция помогает рождению музыки?

Вся музыка, которую мы сейчас слышим — рок или электроника, не важно — пришла именно из классики, поэтому, да, является. Художественная интуиция — это опыт, а чем больше опыта, тем легче.

Можешь рассказать о процессе написания музыки?

Все начинается с идеи, затем ты эту идею напеваешь, потом принимаешь для себя решение, что это хорошая идея и записываешь ее в компьютер, оформляешь. Потом все удаляешь. Или нет. Или просыпаешься на следующий день и делаешь еще один вариант.

Отношения между героями мультсериалов «СОБЕЗ» и «Героями Энвелла» представляют самую суть развития сюжета: растут герои и развивается нарратив. Как ты вплетал в музыку эмоциональную составляющую?

Приходится проживать все происходящее вместе с персонажами, чтобы понять уровень эмоций, который нужно отобразить в музыке.

Сложно ли тебе было писать музыку для «СОБЕЗ»-а, ведь она  совершенно отличается от музыки в «Героях Энвелла»?

Сложность везде одинаковая. Мне очень нравится делать разные по концепции и идее проекты — я, словно, путешествую по разным мирам и в каждом из них свои правила и красота. Я все время должен придумывать новые приемы в музыке для каждого проекта, чтобы сделать его более уникальным и красочным. Это очень увлекательно!

Про музыку для «Четверо в кубе» один из наших зрителей написал, что в ней «внезапно присутствуют: jungle, happy hardcore, 8-bit, synthpop, где-то даже был — old school breakbeat!»

Можешь прокомментировать, насколько зритель угадал, а быть может, не учел еще какое-то направление?

Да, все верно подмечено. Здорово, что концепцию такой «безбашенной мешанины» предложил сам создатель этого мультсериала и генеральный креативный продюсер анимационной студии «Паровоз» — Евгений Головин.

Как удается совмещать разные стили и выдерживать единство в рамках музыкального оформления одного и того же произведения?

Все эти стили я очень люблю и в определённый период жизни очень активно все это слушал и знаю особенности всех этих направлений. Совмещать музыкальные стили — это одно из самых моих любимых занятий. А вдруг неожиданно получится что-то новое?

Ты пишешь музыку, которая находит отклик у детей со всего земного шара. Как тебе удается находить подход к тем, кто был воспитан в культуре противоположной нашей? Как обошел этот культурный бэкграунд или нашел универсальный подход?

Я считаю, что в 21-ом веке интернет очень ловко объединил людей в этом смысле. Это очень помогает.

Привлекает ли тебя поп, рок-музыка, джаз? Какую музыку слушаешь в свободное время? Назови имена, группы, близкие твоему мироощущению.

Я стараюсь слушать все: от барокко классики и фанка 70-х до самой безумной экспериментальной электроники и трэпа сегодняшнего дня.

Финал 3-х дневной записи струнного секстета для спектакля Фонда Сергея Безрукова «Приключения Фандорина» по детективному роману Бориса Акунина «Левиафан»
Финал 3-х дневной записи струнного секстета для спектакля Фонда Сергея Безрукова «Приключения Фандорина» по детективному роману Бориса Акунина «Левиафан»

Какими особенными качествами, на твой взгляд, должна обладать киномузыка? В чем заключается ее магия?

Киномузыка «подкрашивает» либо «рассказывает» происходящее на экране, привнося нужные эмоции. Магия в том, что правильно написанная музыка под определенную сцену может рассказать то, чего не может показать зрителю только изображение. Грамотное совмещение картинки и музыки порождает что-то новое, что не может впечатлить вас также, как изображение и музыка раздельно друг от друга.

В каком-то смысле киномузыка — это душа фильма. Значимость музыки в фильме отражается в том, как вы начинаете воспринимать изображение. Например, попробуйте, смотря на фотографию улыбающегося человека, включить сначала очень веселую музыку, а потом грустную — ваше восприятие этого фото будет меняться в зависимости от характера музыки.

Была ли какая-то композиция, особо запавшая тебе в душу?

Конечно, таких композиций достаточно много. Например, я могу бесконечно слушать «Лунный свет», «Греза» Клода Дебюсси или «Romantic flight» из «Как приручить дракона» Джона Пуэлла, в то же время, я могу слушать «Get Lucky» Daft Punk или — из последнего — мне нравится трек «This Is America» Childish Gambino.

Рабочее место Александра Биллиона

Что в твоем понимании — «современная музыка»? Есть ли какие-то общие закономерности развития современной музыки или у каждого из ныне живущих творцов свой, независимый от этих тенденций путь развития?

Современная музыка стремится к минимализму, мне любопытно за этим наблюдать. Все современные композиторы так или иначе используют минимализм, так как моду всегда и во все времена диктовало наше окружение и развитие технологий на планете.

Современный художник, современный композитор — кто он?

Он должен быть «в тренде».

Могут ли, на твой взгляд, литературные и художественные впечатления стимулировать рождение новых сочинений?

Это и есть принцип аудиовизуального искусства, будь то кино или анимация. Тем более, живопись всегда вдохновляла музыкантов, а музыка — художников.

Что ты можешь посоветовать молодым начинающим композиторам?

Пытайтесь конкретно выяснить почему вам что-то нравится или не нравится в музыке, которую вы слушаете. И много слушайте — всего и всегда!

______________________________________________________________
Если вы хотите работать в студии «Паровоз», отправьте свое резюме на hr@parovoz.tv или через удобную форму в разделе вакансии.