Десять советов по раскадровке от художников студии Cartoon Network

Мы запускаем новую рубрику «Иностранные СМИ об индустрии», в которой будем публиковать тезисы статей и тьюториалов об анимации из англоязычных медиа. Наши коллеги будут комментировать материалы и делиться опытом работы в разных сферах мультипликации.

На этой неделе мы выбрали мастер-класс «Искусство раскадровки» от студии Cartoon Network, который прошел на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси в июне 2020. На нем художники Джулия Потт («Остров летнего лагеря», «Время приключений»), Алабастер Пиццо («Остров летнего лагеря»), Мик Грейвз («Удивительный мир Гамбола») и Чак Кляйн («Удивительный мир Гамбола», «Яблоко и лук») дали десять советов по работе со сторибордом, которые будут полезны как начинающим художникам, так и опытным профессионалам.

Фиксируем основные тезисы их выступлений:

1) Узнайте больше о персонажах, с которыми вам предстоит работать. Перед тем, как садиться за раскадровку, Алабастер Пиццо советует несколько раз нарисовать героев, чтобы проникнуться к ним симпатией, а Чак Кляйн предлагает перед зеркалом повторить за персонажами их жесты и мимику.

2) Не начинайте работу над раскадровкой с фрагментов, которые вам нравятся. Такой подход гарантированно приведет к тому, что вы выбьетесь из графика. Желательно работать над сценами в хронологическом порядке, не фокусируясь на отдельных частях сиквенса. Если вы недовольны результатом, отложите эту сцену и приступайте к следующей — позднее у вас будет время исправить недостатки. Пиццо начинает со схематичной рисовки сцен в общих чертах — это помогает ей организовать рабочий процесс.

Сторибордист мультфильма «Герои Энвелла» Марина Макаревич:

«Этот пункт напомнил мне о подобной ошибке, которую я совершала при работе над аниматиками для „Героев Энвелла“. Я наивно полагала, что будет лучше, если я сделаю сначала сложное, а потом возьмусь за то, что попроще, или наоборот. Действительно, делать лучше все в хронологическом порядке, дабы избежать сумбура в собственной голове и сохранить органичность и целостность визуального повествования».

3) Не относитесь к своей работе слишком трепетно. Джулия Потт приводит в пример метафору: «Вы должны смотреть на раскадровку так, как два доктора смотрят на тело, которое им предстоит прооперировать. Вы здесь для того, чтобы его вылечить, чтобы оно работало исправно». Мик Грейвз подчеркивает, что частью рабочего процесса является внесение изменений в сториборд в соответствии с редактурой сценария.

Cторибордист мультфильма «Герои Энвелла» Марина Макаревич:

«Я думаю, никого не удивит, что многие художники довольно трепетно относятся к своему творчеству. Увы, процесс работы в анимационной индустрии часто очень хаотичен и непредсказуем. Ваша уморительная шутка, потрясающий экшн или продуманная до мелочей душещипательная сцена могут быть сокращены, изменены до неузнаваемости или даже вовсе удалены, например, из соображений хронометража. В „Героях Энвелла“ таких моментов было очень и очень много. Мне понадобилось немало времени, чтобы научиться не принимать это на свой счёт и кромсать как удавшиеся, так и неудавшиеся сцены на кусочки с хладнокровностью хирурга, отбрасывая всё ненужное и сохраняя только необходимое. На мой взгляд, это очень удачная метафора».

4) Рисуйте скетчи на бумажных стикерах. Потт и Грейвз уверены, что при таком подходе вы перестанете слишком дорожить своими набросками и стремиться доводить их до совершенства.

Рисуйте скетчи

5) Изучайте кинематограф. По словам Грейвза, в искусстве сторибординга умение донести свои идеи важнее хороших навыков рисования. Поэтому он советует осваивать визуальный язык повествования в кино.

Cторибордист мультфильма «Герои Энвелла» Марина Макаревич:

«Есть одно замечательное упражнение, которое неплохо помогает разобраться в структуре киноповествования на примере уже существующего материала. Берем свой любимый фильм или сериал, ищем там любую свою любимую, самую эффектную сцену — и раскадровываем ее! По ходу работы досконально анализируйте фрагмент, разбирайте его по кирпичикам и смотрите, что же именно делает эту сцену такой запоминающейся. Получается эдакая раскадровка наоборот. Отличная зарядка для ума! Может, даже удастся найти и перенять пару-тройку новых трюков».

6) Не делайте раскадровку слишком сложной, особенно при работе с комедийным жанром. Грейвз считает, что замысловатый сториборд с динамическими углами и другими эффектами в таком случае может превзойти саму шутку. Пиццо соглашается,что простота является ключевым фактором на этапе раскадровки и помогает коллегам работать на дальнейших этапах производства.

7) Заявляйте о себе, чтобы получить обратную связь о своей работе. Пиццо предлагает ходить на мероприятия, общаться с людьми, быть активным в социальных сетях, создать портфолио, задавать много вопросов и пробоваться на вакансии в сфере анимации.

8) Будьте профессиональны, станьте человеком, к которому люди захотят обращаться и предлагать сотрудничество. Не делайте только то, что написано в сценарии, работайте больше, предлагайте свои идеи и видение. И регулярно нажимайте на кнопку Save. Пиццо потеряла множество раскадровок, когда ей отключали электричество.

Будьте профессиональны

9) Не теряйте мотивацию. В молодости продюсер сказал Кляйну, что он никогда не будет работать в этом бизнесе. Он принял вызов и стал работать еще усерднее, получив работу в анимационной индустрии в 34 года. Кляйн признается, что работает не так быстро, как некоторые коллеги, но его страсть к мультипликации помогает преодолеть сложности.

10) Воплощайте в жизнь свои творческие идеи в свободное от работы время. Джулия Потт отмечает, что идеи дизайна персонажей и сиквенсов для дальнейших проектов появились у нее как раз за время работы собственными проектами разных форматов.