Всего создатели Периодической таблицы сторителлинга насчитали 21 архетип. Начнем узнавать их в лицо:Продолжаем исследовать Периодическую таблицу сторителлинга*. Встречайте материал с комментариями сценариста студии «Паровоз» Олега Веселова! На очереди «архетипы» — «типичные персонажи», кочующие из жанра в жанр в течение веков. Хотя, тут справедливо было бы уточнить, что некоторые из этих архетипов — достижение современности. Архетипические персонажи могут стать удобными и эффективными драйверами анимационного сюжета, а, при условии их творческой аранжировки, — довольно яркими и вызывающими симпатию у зрителя.
1) Безумный ученый (Mad) — гений, который обычно значительно опережает свое время в науке, но при этом является социальным аутсайдером. Он изобретает/открывает нечто, что дает ему необычайное могущество над миром. Далее в обязательном порядке возникает искушение — т.е. весомый мотив это самое свое открытие применить. Иногда искушение довольно банальное (например, завоевать любовь любимой девушки), иногда глобальное, вроде — «завоевать мир». Практически всегда попытка «захватить мир» для безумного ученого заканчивается плохо — природа и/или люди оказываются сильнее, и побеждают его.
В смягченной версии (если безумный ученый является вспомогательным персонажем) он может входить в «группу поддержки» главного героя, снабжая его, например, всякими волшебными гаджетами, информацией и т.п.
2) Мэри Сью (Sue), есть и мужской аналог — Марти Стю (Marty Stu) — если охарактеризовать этот архетип кратко, то это «сверхспособности под маской заурядности».
Название архетипа — порождение нашего времени. Истоки архетипа — в фанатском творчестве (фанфикшен) по мотивам сериала Star Trek. Как правило, дописывая продолжение или какую-нибудь альтернативную сюжетную линию в Star Trek, туда вводили нового персонажа («Мэри Сью»), наделенного какими-нибудь выдающимися способностями. Причем сами эти сверхспособности были гипертрофированными; а по своей внешней привлекательности и значимости в сюжете данный персонаж оказывался гораздо весомее всех остальных, включая главных героев.
3) Враги (Moo) — архетип, который присутствует практически в любых героических повествованиях (боевики, боевое фэнтези и т.п.), где главный герой вступает в открытую борьбу со злом. Враги — целая орда безликих, одинаковых, легко убиваемых помощников антагониста, которых с легкостью разбивает герой на своем пути. Это рядовые эпических схваток, которые не имеют имен или отличительных особенностей (в современном кинематографе растиражированные с помощью компьютерной графики). Они просто сотнями умирают в бою, бестолково стремясь навредить главному герою.
4) Краснорубашечник (Red) — в культовом сериале Star Trek весь экипаж звездолета носил однотипную форму: черные штаны и рубахи желтого, голубого и красного цвета. Желтые и голубые рубашки были как правило у высоких чинов (главных героев), а красного цвета — у низших (второстепенные персонажи). Когда в сериале возникала какая-нибудь экстремальная ситуация, то обычно желтые и голубые рубашки оставались целыми в любых передрягах (ну кто же будет убивать главных героев!), но красные рубашки запросто погибали, приносили себя в жертву на общее благо, выполняя миссию служения другим людям. Понятно, что основная роль «красных рубашек» — усиление чувства опасности, драматизация сюжета.
Краснорубашечником можно назвать тролля Орка из «Сказочного патруля», который на протяжении нескольких серий зарабатывал зрительские симпатии и пал жертвой повелителя Сирина, превратившего его в камень.
5) Магглы (Mug) — Магглами волшебники и волшебные существа в «Гарри Поттере» называли простых людей. Да, магглы — это обычные люди. Именно от них скрывается все самое интересное и таинственное. Именно ими прикидываются потусторонние силы, когда хотят спрятаться. Именно они становятся невинной жертвой очередного монстра. И именно их должен спасти настоящий Герой.
6) Скрэппи (Scr) — персонаж из мультфильма о героическом псе Скуби-Ду. Скрэппи-Ду — маленький щенок, племянник Скуби. Главный смысл его существования — путаться под лапами своего дяди.
Это персонаж, который искренне пытается помочь главному герою, но совершенно не обладает качествами и способностями, которые позволяют ему сделать это. В умеренных дозах такой «непутевый» персонаж является милым и смешным, он оттеняет крутость главного героя.
На Скрэппи похож Кактус-говорун из «Сказочного Патруля», (как и на Чудика в Системе модификаторов образа героя).
7) Темная лошадка (Edh) — это скорее не архетип, а своего рода приемчик создателей сериалов, использующий введение в активное действие второстепенного персонажа, изначально представленного очень схематично (см. предыдущую главу п.15: «Плоский персонаж»). Иногда это вообще лицо из массовки.
Этот персонаж обычно играет какую-то эпизодическую роль вроде «кушать подано». Но, если в силу каких-то обстоятельств данный персонаж нравится публике, создатели сериала отслеживают эту реакцию, и решают вывести данного персонажа на первый план. Его характер начинает усложняться, с него может начинаться новая сюжетная линия и т.п.
Темная лошадка — питомец Маши из «Сказочного Патруля» — говорящий мышонок Шушик. Полюбился фанатам, после чего стал играть гораздо более значимую роль в сериале.
8) Любимчик создателей (Wes) — это персонаж, который получает множество негативных отзывов в фанатской среде, однако продолжает оставаться в шоу, и получает слишком много внимания со стороны создателей, что можно объяснить только чрезмерной любовью создателей к данному персонажу и нежелание с ним расставаться (это вариант «Мэри Сью от профессионалов»). Зачастую такой персонаж оказывается вредоносным для шоу, поскольку внимание, уделяемое ему, не оправдывает его значимости в сериале, а, наоборот, замедляет процесс развития сюжета.
9) Tsundere (Tsu) — Цундэрэ — типаж из анимэ (преимущественно женский), который можно очень кратко охарактеризовать как «внешне гордая, холодная и неприступная, но внутри очень романтическая и страстная». Цундэрэ — персонаж романтических комедий или отдельных сюжетных линий в боевиках, который вечно в самый неподходящий момент неожиданно перескакивает от одного эмоционального полюса к другому — от маниакальной влюбленности к лютой ненависти. Своеобразная истероидная особа, которая без особой причины то бросается на шею обниматься, а то и в глаз может дать.
10) Эксцентричный наставник (Dbd) — дальновидный, мудрый и опытный персонаж, который сначала кажется очень эксцентричным, чудаковатым, местами даже глуповатым. Однако, в трудной ситуации, эксцентричный наставник проявляет всю свою мудрость и опытность в полной мере, уверенно надирая задницы врагам. Как следует из названия, этот персонаж традиционно выступает в качестве наставника, учителя, гуру, который обучает и тренирует молодого героя.
11) Тупой качок (Mus) — здесь все просто: персонаж наделен незаурядной силой, но крайне низкими умственными способностями. Поэтому он: а) все кругом ломает, но не специально; б) очень легко подпадает под влияние других персонажей, как добрых, так и злых; в) в любых ситуациях действует однотипно, линейно.
Тупой качок редко выступает в роли главного героя, но это идеальный вспомогательный персонаж. Он может быть и в свите главного героя, и отдельным ярким персонажем среди врагов (см. выше п.3).
К этому архетипу можно отнести толстого Волколака. Перевоспитан Снежкой, выступает за светлую сторону.
12) Дурак (Foo) — древнейший архетип всех времен и народов. Он же — Трикстер. Совершает все возможные и невозможные глупости и несуразности. Делает это смешно, иногда вызывая недоумение или отвращение. Казалось бы, уже все проигрывает, и по сравнению с остальными персонажами — жалкий неудачник. Выглядит, как дурак. Желания у него наивные. Но в итоге чаще всего побеждает своих более умных и удачливых на первый взгляд конкурентов.
13) Перебежчик (Tc) — персонаж, который по какой-либо причине переходит с одной стороны на другую для того, чтобы помочь. Это может быть добрый герой, который неожиданно помогает злодеям, или злодей, который временно переходит на сторону добра. Не стоит путать с тем, кто, например, будучи на стороне добра, неожиданно оказывается злым — это Крот.
Перебежчик — классический архетип боевиков, фэнтези и детективов, который является очень «сильным» с точки зрения разворачивания сюжета. Появление перебежчика может вносить в сюжет множество тайн и ожиданий, создавать известную неопределенность («За кого он на самом деле?»).
14) Ромео и Джульетта (Scl) — как и изначально у Шекспира, это «парные» персонажи, часто подросткового или юношеского возраста. Они безумно влюблены друг в друга, но обстоятельства (злые родители, война, катастрофа, переезд и проч.) разлучают их. Разлука не исцеляет их любовь, а лишь усиливает. Чаще всего любые попытки быть вместе заканчиваются неудачей, и венчает героев лишь смерть.
Архетип является клише для любовных драм/трагедий, но в качестве второстепенной сюжетной линии может быть использован и в других жанрах (детективе, боевике и проч.).
15) Рассказчик (St) — сказитель, бард, летописец и проч. Отличный архетип для построения «истории в истории». Он может быть как участником, так и сторонним наблюдателем основной сюжетной линии; как ее современником, так и «вспоминать» ее уже в будущем. Может встречаться эпизодически, а можно и стилизовать все повествование от лица рассказчика.
Рассказчик — это персонаж-ферзь. В пространстве сюжета он обладает огромной свободой перемещения, ограниченной только фантазией и мастерством автора.
Рассказчиком выступает Мапа Пандига из «Лео и Тига», когда рассказывает очередную таежную легенду.
16) Лидер-бунтарь (Lei) — представьте обычную жизнь в типичной фантастической истории… Империей правит жестокий правитель-тиран, который угнетает народ, как только может. Но не стоит волноваться, лидер-бунтарь уже готовит свой хитрый план по свержению деспота и освобождению доброго народа. Иногда в роли лидера может выступать дерзкая девчонка, или законный правитель, которого коварный злодей лишил престола еще в детстве.
Лидер-бунтарь — Аленка из «Сказочного Патруля». Весь второй сезон шоу она с подругами сражается со злом, захватившим Сказочное Королевство её родителей.
17) Мятежный дух (Mal) — это персонаж, который имеет что-то против общества. И это что-то очень большое и «толстое» — какая-нибудь навязчивая идея кому-то отомстить, доказать что-то принципиальное, наказать гадкий и несправедливый мир.
Как правило «мятежный дух» воплощен в виде персонажа-подростка, однако подростковый протест — не единственная его форма. Мятежный дух может быть изображен в качестве любого асоциального персонажа, который презирает общественные нормы, свободно высказывает свое оппозиционное мнение, или просто ведет себя эксцентрично. Причем социальный статус персонажа может быть как высоким, так и низким.
18) Недотепа (Kz) — это герой, которого все знают и любят. Он попадает в смешные переделки, совершает невообразимые ошибки, падает, поскальзывается и приносит в повествование тот самый необходимый комический элемент. Своего рода смесь Дурака (п.13) и Скрэппи (п. 6), но очень милый и забавный!
Валя из «Ми-ми-мишек». Недотепа, скромник и крот в самом лучшем смысле этого слова.
19) Очаровательный плут (Lrg) — это персонаж, который нарушает закон, однако очарователен в достаточной степени, чтобы публика любила и переживала за него. Если наш плут и причиняет кому-то зло, то это как правило тот, кто не знаком аудитории. Ее не беспокоит судьба безвестной жертвы.
Первое, что здесь приходит в голову — мультяшный Аладдин и прочие модификации багдадских воров. Обаятельный преступник-ловкач может быть как главным героем, так и входить в команду главного героя в рамках самых разных жанров (фэнтези, боевики, детективы и проч.).
20) Деликатный великан (Gia) — на первый взгляд он большой, мускулистый и выглядит злобно. Он даже на самом деле может быть ужасающим монстром, однако, если вы познакомитесь с ним поближе, вы узнаете, что он любит щенят, конфеты, бабочек и на дух не переносит проявлений зла. Т.е. это та самая ситуация, когда «на лицо ужасное, но доброе внутри».
21) Человек-разрушение (Pmd) — представьте себе силу, способную уничтожить огромное количество людей, разрушить город, континент, планету, да и всю вселенную одним взмахом руки. Это та сила, получить которую мечтает любой уважающий себя злодей или маньяк. Однако есть одно «но». Эта сила — человек. Мыслящее и самое нестабильное существо на планете, которое способно само решать, чью сторону принять и в каких целях использовать свою силу.
Главная идея архетипа: необходимость непростого выбора между могущественными сверхспособностями и человечностью. Как правило результат этого выбора зависит от благоприятных/неблагоприятных обстоятельств личной жизни персонажа. Т.е. человеческие отношения определяют то, как герой будет обращаться со своей сверхсилой.