И поезд, и самолет, и дорога. И пункт назначения, и путешествие. Портативная магия. Она же — книга. В октябре 2020-го года в «Паровозе» открылся Книжный клуб. Идея регулярных встреч для обсуждения прочитанного родилась у генерального директора нашей студии Антона Сметанкина. С тех пор мы регулярно собираемся и обсуждаем книги. Клуб развивался и менялся вместе с командой. Сегодня мы расскажем, через какие этапы он прошел, какие задачи помогает решить, и чем может быть полезен любой компании.
Дни аниматоров длинные, задачи бесконечные, их воз постоянно растет, а часов в сутках не прибавляется. Казалось бы, где взять время на обсуждение книг? И зачем говорить о них с коллегами, работая в анимации? Мы же не издательство. Если только пообщаться в неформальной обстановке…
С самых первых встреч Книжного клуба многим из нас стало понятно, что их смысл не только в этом. Клуб на борту «Паровоза» появился чуть больше восьми месяцев назад. Приглашенным ведущим стал куратор публичной программы кинотеатра «Пионер», литературный критик и культуролог Сергей Сдобнов.
Правила установили простые: сначала путем голосования совместно выбираем произведение, затем в течение трех недель читаем его, и в назначенный день собираемся для обсуждения книги в музыкальной комнате студии (да-да, у нас есть и такая!).
— Как появилась идея открыть Книжный клуб в анимационной студии?
Антон Сметанкин, генеральный директор студии «Паровоз»:
— Идея была подсмотрена у американцев: мои друзья, которые уже много лет живут и работают в США, рассказывали, как у них развиты различные клубы по интересам, в том числе книжные клубы. Хотелось их опыт применить у нас и посмотреть, отзовется и приживется ли он на нашей почве. Первой книгой, которую мы прочли в рамках клуба, стала «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана. Роман настолько покорил наши сердца, что мы составили почти полное собрание сочинений этого шведского писателя в библиотеке студии. С каждым днем книг на полках стеллажа Книжного клуба «Паровоза» становится больше. Часть книг закупает студия, другую приносят сами студийцы. Желание поделиться прекрасным живет во многих наших сотрудниках. И это заразительно.
— Как вы думаете, чем полезен Книжный клуб для сотрудников анимационной студии?
Сергей Сдобнов, ведущий Книжного клуба студии «Паровоз»:
— Книга — многослойная художественная или документальная реальность, нескучный портал в разные миры людей. Когда начинаешь обсуждать прочитанное с другими, часто становится очевидна разница восприятий. В одном и том же произведении каждый может увидеть свое. Анимация — это работа с образами, которые создаются для определенных аудиторий. Чтение и обсуждение книг помогает больше понимать других людей, их психологию и желания. Это очень полезный навык.
Антон Сметанкин, генеральный директор студии «Паровоз»:
— Книжный клуб полезен всем — помогает выбрать книгу для чтения, знакомит студийцев разных специальностей, помогает больше раскрываться и лучше узнавать друг друга коллегам, работающим на разных проектах, дает пищу для разума и чувств, а также дарит возможность провести вечер в приятной компании с единомышленниками.:)
Система голосования и выдвижения книг-кандидатов на получение читательского внимания сотрудников студии постепенно трансформировалась. Сначала участники встреч неохотно делились своими предпочтениями, и большинство книг какое-то время рекомендовал ведущий.
Со временем примерить на себя роль «книжного оракула», советующего произведение, которое мы будем читать в следующие три недели, захотели почти все члены клуба. Практически каждый участник встречи после обсуждения освоенной командой книги стал предлагать ту, которую он сам хотел бы порекомендовать своим коллегам.
Впоследствии книги для чтения стали советовать не только постоянные посетители Клуба, но и другие сотрудники студии.
Но от этой практики было решено отказаться, так как однажды участники встречи обсуждали книгу, которую никто из пришедших читать не хотел. После этого решили, что право предлагать книги есть только у тех, кто ходит на встречи.
Денис Лавренюк, 3D-аниматор студии «Паровоз»:
— Мне уже давно хотелось снова начать читать. В последние годы появилось ощущение, что я отрываюсь от современной культуры, и клуб помог с этим справиться, так как участники предлагают много актуальных, написанных недавно книг. Очень ценно читать не только «вечнозеленую» литературу, но и то, что привлекает живых людей вокруг тебя.
Давид Петросян, ведущий layout-артист студии «Паровоз»:
— Я люблю клуб за живое общение и обсуждение актуальных топовых книг. Книги всегда про людей и для людей. Они, как хорошее кино или сериал, — развлекают, отвлекают, заставляют задуматься, вызывают эмоции при помощи историй.
Жанровые предпочтения у всех разные. Но чаще всего мы обсуждаем художественные романы, реже — фантастику, скоро первый раз будем говорить о детективе. Многих волнуют темы семьи, отношений, этических конфликтов, неожиданных приключений, тайн и загадок. Узнавать новые книги через людей, а людей через книги оказалось очень интересным занятием.
— Первая встреча клуба состоялась в октябре 2020-го года. Что, на ваш взгляд, в нем с тех пор изменилось?
Денис Лавренюк, 3D-аниматор студии «Паровоз»:
— За полгода в клубе появились завсегдатаи, которые примерно знакомы со вкусами друг друга. Поэтому можно спросить мнение о какой-либо книге, и понять, как калибровать ответ.
Сергей Сдобнов, ведущий Книжного клуба студии «Паровоз»:
— Мне кажется, участники клуба стали откровеннее сами с собой и друг с другом, чем были на первых встречах. У клуба сложился постоянный состав, но при этом иногда к нам приходят новички. От обсуждения книг мы часто переходим к мировоззренческим разговорам. Моя основная роль, как ведущего клуба, — дать возможность каждому участнику рассказать то, какой он увидел ту или иную историю. Чем меньше слышно на встречах ведущего, и чем больше участников обсуждают книгу, тем лучше. Хороший сервис незаметен.:)
— Трудно ли сегодня говорить о смыслах? Случаются ли открытия?
Денис Лавренюк, 3D-аниматор студии «Паровоз»:
— Конечно, случаются. Буквально каждый раз кто-нибудь из участников вспоминает личную историю или эпизод из жизни, отозвавшиеся на прочитанное. Чаще, это что-нибудь безобидное, вроде байки из студенческих времен. Но бывают и неожиданно острые моменты. Можно потом неделю обдумывать не книгу, а услышанное на обсуждении.
Сергей Сдобнов, ведущий Книжного клуба студии «Паровоз»:
— Говорить о смыслах нетрудно, но под смыслами все понимают разное. Представьте, вы привыкли к определенной картине мира, в которой вот это — хорошо, а это — нет. А потом приходишь в клуб, а тут у всех свое «хорошо» и «плохо». И твоей задачей становится услышать другую картину мира, понять, как думает тот или иной человек. Почему его «хорошо» так далеко от твоего, например? Почему для кого-то литература — развлечение, а для кого-то — опыт? И, конечно, случаются открытия. Очевидно, что участники клуба читают больше, чем «задали» для клуба. Хотя к нам можно приходить и так, без прочитанной книги, послушать и сказать, что пришло на ум.
Антон Сметанкин, генеральный директор студии «Паровоз»:
— Я бы сказал, что сложно начать говорить о смыслах. Но когда ты уже начал, сложно остановиться. Так как все мы ищем именно их — смыслы. В работе и жизни. Открытий очень много: от новых жанров (автобиографии Ричарда Фейнмана, например) и ранее неизвестных тебе авторов, до совершенно других углов зрения на один и тот же текст, которые ты обнаруживаешь во время обсуждения в клубе.
Чтобы поддержать интерес команды ко встречам за общим столом с чаем и плюшками из нашего кафе, в Клубе действует и Бонус для постоянных участников: посетившему три встречи подряд вручается подарок — приглашение на двоих на любой сеанс в кинотеатре «Пионер».
«Кино — это всегда выход из положения. Там каждый о чем-то может помечтать». Соглашаясь с Ремарком, то же можно сказать и о книгах.
Сергей Сдобнов, ведущий Книжного клуба студии «Паровоз»:
— По роду своей деятельности я больше десяти лет слежу за книжным миром, но иногда участники Клуба предлагают книги, о которых я никогда не слышал. Это нормально — каждый день только в России издаются сотни новых произведений. Мы выбираем их голосованием, которое объявляем в группе Клуба в Телеграм. Те, кто пришел на встречу, имеют привилегию — возможность предложить сотрудникам студии свою любимую книгу. Если кому-то трудно предложить что-то определенное, можно выбрать жанр, книгу назову я.
Дальше список публикуется в чате, и мы общим решением выбираем, что будем читать. Не всегда выбирают те, кто приходят в клуб. Но важно другое. На старте мы договорились о правилах, и о том, что вместе можем их менять. А дальше ты принимаешь риски такого «общего» выбора. Ведь принимать выбор малознакомых тебе людей — тоже личное открытие.
Следующая встреча нашего клуба будет посвящена обсуждению детектива Стюарта Тертона «Семь смертей Эвелины Хардкасл». С нетерпением ждем новых открытий!