«Кнопка вызова берсерка», или Модификаторы образа героя мультфильма

В одном из материалов цикла про конструирование анимационных историй мы уже рассказывали о возможных амплуа центральных персонажей мультфильма. Амплуа — это всегда некий целостный образ, своего рода «обобщенный типаж» и характеристика персонажа с точки зрения его места и роли в целостном сюжете.

Но интересным характер героя делают личностные или сюжетные особенности, именно они наделяют его яркой индивидуальностью. Сегодняшний выпуск нашего блога посвятим «внутренним» особенностям персонажа и способам сделать его художественный «портрет» более оригинальным и привлекательным. Встречайте материал с комментариями сценариста студии «Паровоз» Олега Веселова!

Скрытый текст
Цикл статей о конструировании анимационных историй основан на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания всех элементов Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса. Запечатленная в таблице и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок мастеров повествования — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.

Информация о приемах сторителлинга может заинтересовать не только сценаристов, но и всех тех, кто причастен к процессу создания анимационных историй. В первом материале цикла мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном персонажей: Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Другие статьи цикла:

18 вариантов модификации образа главного героя мультфильма

В Периодической таблице сторителлинга предлагается всего 18 вариантов модификации образа главного героя, некоторые из них являются парными — т.е. противоположными по смыслу (1 и 2, 10 и 18, 14 и 15, 16 и 17):

1) Протагонист (Р) — термин, традиционно обозначающий главного героя повествования. С точки зрения приемов сочинения историй гораздо важен более глубинный смысл данного термина: протагонист — это персонаж, с которым целевой аудитории проще всего отождествить себя. Другими словами, протагонист должен быть портретом «идеального» зрителя.

Литературные приемы, задающие протагониста, обычно очень просты: это описание внешности и образа жизни главного героя (его места жительства, близких друзей и родственников, каких-то бытовых вещей и т.п.). Чем точнее получится совпадение жизненного мира протагониста с миром целевой аудитории, тем проще ей (аудитории) будет отождествиться с главным героем.

2) Антагонист (А) — в традиционном смысле — это персонаж (-и), противостоящий главному герою. Соответственно, сам он не может быть при этом главным героем.

Но если говорить о способах модификации («оформления») только центрального персонажа, слово «антагонист» следует писать в кавычках. Это лишь форма подачи главного героя, который описывается как «противоположный» целевой аудитории.

Например, мультфильм для детей вполне может быть снят от лица взрослого и «серьезного» персонажа, неожиданным образом оказавшегося… в сказке.

3) Приступ идиотизма (Ib) — в сюжет добавляются эпизоды, в которых главный герой совершает «идиотские» поступки — т.е. неожиданные, глупые, нелепые, никак не согласующиеся с его характером и основной линией поведения.

Приступы идиотизма могут быть мотивированными или нет. Но они всегда выступают в качестве драйверов сюжета, а иногда даже начинают новую второстепенную сюжетную линию.

Цель «приступов идиотизма» — или вызвать комический эффект у аудитории, или активизировать сопереживание главному герою («Ну как он мог в такой ответственный момент совершить такую глупость?!»).

«Приступы идиотизма» могут также случаться у нескольких персонажей одновременно, что является правилом для комических эпизодов/сюжетов.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
В мультсериале «Ми-ми-мишки» в серии «Войти в роль» Кеша «включает» самодура и теряет связь с реальностью.

4) Фландеризация (Fl) — прием, при котором берется одна черта персонажа, раздувается и преувеличивается до тех пор, пока она полностью не поглощает его и начинает определять все его поведение.

Такой прием обычно встречается в ситкомах, где характеры героев зачастую упрощаются и типизируются до одной конкретной и преувеличенной характеристики. Названо в честь Фландерса, персонажа из «Симпсонов», который на начало сериала просто был добропорядочным, верующим и вежливым соседом Гомера, а с развитием сериала превратился чуть ли не в религиозного фанатика.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Главная черта характера Кубомэра из мультсериала «Четверо в кубе» — нескончаемое самолюбование. Кубомэр даже не сердится на кубиков, похитивших его статую — он прекрасно понимает, что воришки просто хотели любоваться его восхитительным изображением единолично.

5) Крутой (Bda) — главный герой осуществляет самые немыслимые трюки. Например, обезвреживает жуткую бомбу при помощи зубов или выжигает огнеметом целую армию. Наиболее типично для боевиков, где, к примеру, главный герой затевает драку с парой десятков набегающих на него противников, и всех побеждает. Или, вооруженный 6-зарядным револьвером полицейский вступает в бой с толпой бандитов-автоматчиков, и расстреливает всех, как в тире.

Понятно, что все эти подвиги неосуществимы в реальности. Однако герой традиционно привлекает зрителей своей неимоверной крутостью, зрелищностью и эффективностью своих действий.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Медведь Федор из мультсериала «С.О.Б.Е.З.». И остальная команда. Там все крутые.

6) Кнопка вызова берсерка (Bb) — итак, в начале сюжета вы имеете дело с абсолютно нормальным парнем. Он общителен, дружелюбен, адекватен, переводит бабушек через дорогу и подкармливает бездомных котят.

Но вот однажды кто-то делает ему какое-то незначительное замечание, например, относительно его роста, или веса, или отсутствия у него девушки, или еще чего угодно, что для большинства людей является абсолютно нормальным обыденным вопросом. И вот тогда он моментально превращается в монстра и обрушивает на окружающих всю свою ненависть и ярость, от которой только чудом удастся спастись.

Это значит, что вы нажали «Кнопку вызова берсерка». В комедийных сериалах «кнопкой вызова берсерка», как правило, является какой-то физический недостаток человека, например его рост, из-за которого человек явно комплексует. В трагических фильмах и сериалах «Кнопка» традиционно связана с какими-то душевными неурядицами, болезненными воспоминаниями или темным прошлым героя.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Морок из сериала «Сказочный патруль» бесится, когда Аленка по дружбе называет его «Владик», ведь он — князь Владислав.

7) Мерзавец с золотым сердцем (Jhg) — персонаж, «на лицо ужасный, но добрый внутри». Клон Антигероя. Герой ведет демонстративно нонконформистский образ жизни, нарушает общественный порядок, неопрятен в быту, и творит всякие мелкие пакости. Т.е. на первый взгляд производит впечатление законченного мерзавца.

Но на самом деле этот персонаж — человек с золотым сердцем. Он незаметно совершает какие-то очень хорошие и общественно полезные поступки. У него вполне может быть великая миссия, значимая для всего человечества. А когда наступает час «Х» — он запросто спасает мир.

8) Негодяй (Ja) — омерзительный персонаж, который совершенно невыносим, а потому сложно себе представить, что кто-то будет общаться с ним по собственной воле. Как правило, в реальной жизни мы крайне редко имеем дело с настолько отвратительными персонажами, однако в кино/книге мы можем присмотреться к ним поближе.

Есть масса типов негодяев — некоторые из них могут быть даже симпатичными, забавными, привлекательными и смелыми, но это не мешает им все равно оставаться крайне отталкивающими и омерзительными персонажами.

Технически персонаж-негодяй создается очень просто: выбирается какой-нибудь негативный социальный стереотип (или всеми осуждаемый «порок») и раздувается, преувеличивается до степени гротеска.

Главный герой-негодяй — очень привлекательная модификация с точки зрения сюжетной динамики. Это очень противоречивый персонаж, который одновременно является смешным и уродливым, вызывающим жалость и отвращение, сочувствие и презрение. На этих противоречиях можно играть бесконечно.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Носорог Гегемон из из мультсериала «С.О.Б.Е.З.». Он настоящий злодей и негодяй.

9) Голос здравого смысла (Sav) — персонаж, который по сюжету ведет себя разумнее и адекватнее всех остальных персонажей. Он осознает нелогичность многих поступков и старается удержать других персонажей от неверных решений. Именно он знает, что не стоит брать конфеты у незнакомцев, проверять источник странного шума в подвале или разделяться, гуляя по заброшенным подземельям. Однако, как правило, его никто не слушает.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Вася сериала «Сказочный патруль». Разумно предлагает вызвать профессионалов по борьбе со злом, а не бросаться в битву самим. Осторожность — его суперсила.

10) С ног на голову (Hft) — сленг из профессионального реслинга, заимствованный сочинителями сценариев/текстов массовой культуры. В реслинге существует два вида персонажей, ярко отличающихся друг от друга — «добрый» и «злой». «Доброго» обычно поддерживают зрители, сопереживают ему и желают победы. «Злого», наоборот, ругают, и желают ему проигрыша.

Иногда отрицательный герой вдруг может стать положительным, и наоборот. Это и есть «с ног на голову». Причин такого переворота может быть масса: просто прихоть сценаристов, влюбленность героя в доброго/злого персонажа соответственно, какие-то сильнейшие жизненные переживания, действие заклятья, промывание мозгов и т.д.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Помимо перешедшего на светлую сторону Морока из «Сказочного патруля», туда же периодически захаживает Спайк из «Лео и Тига». Правда, из-за того, что «Лео и Тиг» — сериал вертикальный, в каждой новой серии Спайк возвращается к заводским настройкам плохиша.

11) Мимимишечка (Wb) — персонаж, которого хочется завернуть в теплое одеяло, прижать к груди и кормить сахарком, пока ему не станет лучше. Ведь он так душераздирающе, но, вместе с тем, мило страдает!

Как правило этот персонаж вводится в сюжет для того, чтобы сопереживая мимимишечке, зритель мог решать какие-то свои внутренние проблемы, приходить к катарсису и усваивать мораль фильма, которая в таких фильмах обязательно есть.

Стоит отметить, что в большинстве случаев источником страданий мимимишечки является внешний мир, а не его внутренние переживания, поскольку внутренний мир такого персонажа как правило, до неприличного прост и мил.

12) Чудик (Ccl) — персонаж со странностями, который неожиданно реагирует на очевидные вещи, странно одевается, рассказывает невнятные истории, далекие от того, что он на самом деле хочет сказать.

Одним из признаков чудика является тот факт, что 90% сериала вы считаете его самым сумасшедшим персонажем, однако на протяжении 10% сериала вам кажется, что он единственный разумный из всех персонажей. Таким образом, мы начинаем догадываться, что чудик — это человек, обладающий удивительными и уникальными знаниями о нашем мире.

Отсюда всегда следует помнить, что бормотание чудика — не просто бормотания! А намек на что-то очень-очень важное!

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Кактус-говорун, взятый в дом доброй Машей из «Сказочного Патруля». Бракованный волшебный цветок исполняет желания, но не как его просят, а как получается. Придумал собственный лексикон, улучшив каждое слово из словаря.

13) Гигантская ветчина (Ham) — на самом деле к ветчине не имеет никакого отношения. Название тропа, характерного преимущественно для фильмов и сериалов, обусловлено игрой слов в английском языке. В переводе с английского слово «ham» обозначает как «ветчина», так и «переигрывающий, противоестественный актер».

«Гигантская ветчина» — это персонаж, как правило, роль которого исполняет приглашенная звезда, просто «звездища» с огромным послужным списком.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
В серии «Любимый мультфильм» «Ми-ми-мишек» герои разыгрывают сценку из сериала «Бумажки», используя омимимишенные бумажечные ассеты. Пригласить в сериал настоящие модели из «Бумажек» авторам не разрешили.

14) Объемный персонаж (Rnd) — одной из характерных особенностей любых персонажей является их глубина и сложность характера. Объемные персонажи — это не просто типовые герои любого сериала или фильма, это персонажи с предысторией, скрытыми чертами характера и замысловатостью.

Такие персонажи могут действовать в разрезе с ожидаемым для их типажа поведением, «самостоятельно» принимая каждый выбор.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Вся четверка главных героинь из «Сказочного патруля». Каждая имеет предысторию и может удивить — за это мы их и любим.

15) Плоский персонаж (Fla) — персонаж, обладающий самым минимумом характеристик, способных сделать его хоть немного интересным для зрителя. Однако плоский — не значит плохой. Объемность персонажа напрямую зависит от его роли в развитии сюжета.

Нам не обязательно слушать полную биографию и историю жизненных страданий официантки в баре. Ей достаточно просто быть официанткой. Добавление лишних деталей в портрет того или иного персонажа намекает зрителю на то, что герой каким-то образом важен для дальнейшего развития истории. А если это не так, то подробности излишни.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Бобры в «Лео и Тиге». Используются по необходимости в роли пляжных спасателей, пожарных, рабочих сцены. Диалоги бобров забавны, но никак не углубляют их плоские характеры.

16) Динамичный персонаж (Dyn) — люди меняются. И это факт, не раз подтвержденный жизнью. Они могут меняться постепенно или же под влиянием некоего сильного воздействия.

Если персонаж заканчивает свою историю с взглядами, отличными от тех, с которыми он ее начинал, его называют Динамичным. Опять-таки, это не может являться хорошим или плохим качеством. Персонажи бывают разными.

17) Статичный персонаж (Sta) — антипод динамичному персонажу (п.16). Герой неизменен, каким был в начале сюжета, таким и остается в конце.

18) С головы на ноги (Fht) — в противоположность тропу «С ног на голову» (п.10), добрый герой в силу каких-либо обстоятельств становится злым.