«Цепляющий» сюжет любит язык времени. Ранее в цикле статей нашего блога о конструировании анимационных историй мы уже рассказывали об уловках современных мастеров повествования, собранных авторами Периодической таблицы сторителлинга на портале TV Tropes. Тропы (англ. trope), представленные в таблице — это некие готовые, получившие широкую известность «формулы», используемые в произведениях и оказывающие существенное влияние на их образный ряд или фабулу. К примеру, легко распознаваемые амплуа или сюжетные ходы.
Сегодня поговорим о метатропах в анимации. Предлагаемые в таблице «фигуры речи» структуры истории, это, если быть точными, не совсем тропы, а способы их модификации, которые могут оживить и разнообразить повествование. Именно этим объясняется приставка мета-. Итак, подбросим дров в костер вашего сюжета! Представляем горячую двадцатку формул-активаторов анимационных историй из Периодической таблицы сторителлинга с комментариями сценариста студии «Паровоз» Олега Веселова!
Метатропы вселенной анимационных сюжетов
1. Разрушенный троп (Sv) — хитрая проделка автора, который готовит почву для одного узнаваемого тропа, но так его и не использует. По большому счету, все тропы (своего рода жанровые стереотипы) находятся у нас в голове. Опытные зрители, видя маленькие намеки и подсказки от автора, довольно быстро начинают догадываться о том, что же произойдет в следующий момент. Так как по всем законам жанра именно это и должно произойти. Однако, когда это неожиданно не происходит, или происходит, но совсем не то, что ожидалось — это и есть разрушенный троп.
2. «Правило забавности» (Rof) — любое нарушение временного континуума, законов логики, физики и природы хорошо до тех пор, пока это смешно.
«Этот метатроп работает во многих мультфильмах “Паровоза”:) Например, в серии “Всё наоборот” “Ми-ми-мишек” придуманные Кешей сумасбродные правила веселят Лисичку и Тучку весь день, но Кеша, уже уставший веселиться, просит друзей вернуть все как было».
3. «Правило крутости» (Roc) — зритель готов простить любые «ляпы» в сюжете, если его эмоции зашкаливают, и он в восторге. От автора это требует уникальной способности чувствовать и создавать «драйвовость» истории.
«Часто отмечаемый зрителем момент в полнометражном фильме “Кощей. Начало”: зачем Кощею воровать Кристалл, когда он, как герой битвы с Белым Призраком, может с почетом получить этот артефакт лично из рук Василисы? Ответ: Кощей любит паркур и крутые погони:)».
4. Антропный принцип (Anp) — каждая вымышленная Вселенная содержит в себе базовые, аксиоматичные элементы, без которых история даже не могла бы начаться. Все, происходящее с героем, даже кажущееся нелогичным и неожиданным, предначертано самой историей, самой вымышленной вселенной.
Понятно, что все эти подвиги неосуществимы в реальности. Однако герой традиционно привлекает зрителей своей неимоверной крутостью, зрелищностью и эффективностью своих действий.
«Мир сериала “Бумажки” построен так, что любой зритель может воспроизвести его в материале у себя дома. И для превращения кота в зайца магия не потребуется:)».
5. «Четвертая стена» (4wl) — персонажи из этого тропа не осознают, что они задействованы в чьем-то вымышленном произведении и заранее спланированном сюжете. По большому счету, прозрачный экран телевизора и есть настоящая «Четвертая стена», разделяющая зрителя и персонажей.
«В третьем сезоне сериала “Сказочного Патруля” аспирант волшебного колледжа и помощник профессора Звездочета Астер управляет событиями, стирая подписи в Волшебном свитке и наблюдая через магическую подзорную трубу за тем, как девочки-волшебницы помогают продвигать его план».
Троп «Четвертая стена» включает в себя целых 15 субтропов:
5.1 Зрители? Какие зрители? — если в произведении есть персонаж со средним уровнем осознания происходящего, то время от времени он начинает догадываться, что все происходящее — выдумка. Периодически он пытается убедить остальных в правоте своих догадок, приводя им примеры и намекая на то, что все они персонажи чьего-то сюжета. Однако, как правило, в ответ он получает насмешки или просто безразличие.
5.2. Падение Четвертой стены — падение Четвертой стены происходит тогда, когда персонаж(и) осознает и признает существование зрителя и/или режиссера, создателя и обращается непосредственно к ним. Как правило этот прием используется для придания комизма ситуации, как бы намекая на то, что персонажи осознают, что все это время за ними внимательно следят со стороны.
5.3. Падение стены обозревателя — существует множество обозревателей/критиков игр, фильмов и книг. Некоторые заходят несколько дальше в своем обозрении и в прямом смысле слова «входят» в мир обозреваемого произведения, появляясь там в качестве героя или общаясь непосредственно с самими персонажами.
5.4. Ящик для писем на Четвертой стене — иногда персонажи в сериале сами отвечают на вопросы фанатов или на вопросы, которые кажутся фанатскими вопросами, так, словно на Четвертой стене появился почтовый ящик.
Одной из причин, по которой создатели прибегают к такому приему, является нежелание выдавать зрителю спойлеры, объясняя ответы персонажей тем, что они «говорят только то, что знают», а, следовательно, так же, как и зрители, не могут предсказать сюжет.
5.5. Наблюдатель Четвертой стены — четвертая стена может быть очень хрупкой. В одних случаях она прочнее, в других — оказывается совсем тонкой. В таком случае в сериале находится персонаж, который в один прекрасный день замечает, что все происходящее лишь вымысел, что они плод чужого воображения, а все происходящее — сюжет сериала. Такой герой может предсказывать будущее, узнавая те или иные тропы, а также подвергаться насмешкам и нападкам со стороны других менее сознательных товарищей.
5.6. Портрет с Четвертой стены — субтроп работает в мультсериалах, исполненных в комиксовом или примитивистском стиле, где реалистичное и детализированное изображение персонажей рассматривается, как противоестественное.
Например, в «Симпсонах», где у всех героев по четыре пальца на каждой руке, герои возмущаются при просмотре зарубежного мультика: «Ну правда, и у кого может быть на руке по пять пальцев?!».
5.7. Подколка Четвертой стены — иногда зрителю кажется, что персонаж обнаружил Четвертую стену, однако через какое-то время мы понимаем, что это всего лишь шутка сценаристов, и Четвертая стена осталась там, где она и была — целая и незамеченная.
Например, Герой говорит что-то, смотря в камеру, однако, при съемке с другого плана, можно увидеть, что на самом деле его слова предназначаются другому персонажу, стоящему как бы за камерой.
5.8. Опереться на Четвертую стену — можно сказать, что это высказывание персонажа, которое, на первый взгляд, имеет отношение к развитию сюжета по плану Четвертой стены, однако в конце концов оказывается, что оно не имеет к ней отношения, а просто было удачно использовано в контексте.
Например, когда в фильме ужасов один персонаж, чтобы остановить другого от похода в темный подвал, где что-то странно скребется, говорит ему «Ты же знаешь, что в фильмах ужасов всегда есть момент, когда кто-то идет навстречу неизведанному, и там-то и начинается все самое страшное?». С одной стороны, это вполне могло бы быть произнесено в реальной ситуации, но с другой стороны, персонаж говорит, абсолютно верно предсказывая развитие сюжета, словно он знает, что является героем фильма ужасов.
5.9. Залогиниться на Четвертой стене — персонаж создает собственный сайт, или упоминает некий сайт по ходу сюжета. Как правило, если адрес этого сайта был показан на экране или четко озвучен, в большинстве случаев, перейдя по этой ссылке со своего домашнего компьютера, вы найдете там сайт соответствующего сюжету содержания. Как правило, компании выкупают и поддерживают адреса, упоминаемые в сериалах, или даже ведут блоги от имени своих персонажей.
5.10. Четвертой стены нет — некоторые сюжеты существуют, ни разу не дойдя до Четвертой стены. Или они обнаруживают ее пару раз ради комического момента, но потом забывают, и Четвертая стена остается прочной и нетронутой.
Но есть особые сериалы. Они не разрушают Четвертую стену, а просто уничтожают ее. Все герои прекрасно понимают, что являются персонажами шоу, частенько ссылаясь на «прошлую серию» или «эту сюжетную линию». Они могут критиковать режиссера, сценариста, продюсера, или даже аудиторию. В крайних случаях они могут даже отказываться выходить к зрителям. Как правило, участники таких шоу поголовно являются Голосом здравого смысла и прекрасно понимают, в каком жанре развивается их история.
5.11. Внутренней Четвертой стены нет — когда «четвертой стены нет» и одно шоу внутри другого шоу очень сильно друг друга любят, получается этот замысловатый троп.
Если мы видим шоу внутри шоу, то значит внутри вымышленного мира существует другой вымышленный мир. Когда герои одного вымышленного мира узнают о тех героях вымышленного мира, которые выдумали их, внутренняя Четвертая стена рушится, однако стена между зрителем и персонажами остается нетронутой.
5.12. Столкновение с Четвертой стеной — специализированная форма Падения Четвертой стены. Вымышленные персонажи неожиданно осознают, что они являются вымышленными героями в вымышленном мире. Естественно, это повергает их в шок и вызывает сильнейшую реакцию с их стороны. Частенько используется в комиксах и книгах, если автор хочет добавить философичности в свое произведение.
5.13. Раскрашивание Четвертой стены — это изображение некоторых мелких элементов истории посредством надписей, шрифтов, визуальных эффектов и прочих стилистических «мелочей». С одной стороны, показывается обратная сторона кинопроцесса, с другой — подчеркивается наличие Четвертой стены, но уже для зрителя.
Например, для усиления эффекта от речи персонажа его слова материализуются в воздухе рядом с ним, он может их коснуться, смять, смахнуть.
5.14. Четвертая стена не защитит тебя — когда монстр орудует в вымышленном мире и убивает сотни жертв — это нормально. Однако, после Падения Четвертой стены, монстр начинает обращаться прямо к аудитории, выходит за ее пределы и неожиданно становится реальным.
5.15 Шкала прочности Четвертой стены — в некоторых сюжетах Четвертой стены и вовсе не существует, а в некоторых она прочна настолько, что на нее можно опереться. В связи с этим была составлена шкала прочности Четвертой стены:
b — видимая Четвертая стена (персонажи могут опереться на стену, они отчасти догадываются, что они персонажи шоу);
с — полупрозрачная Четвертая стена (в ней есть Почтовый ящик, может быть свой Наблюдатель, присутствует Рассказчик, который обращается напрямую к аудитории);
d — игры с Четвертой стеной (например, ее Раскрашивание);
e — несуществующая Четвертая стена (Четвертой стены нет);
f — за «Четвертой стены нет» (игры разума, которые заставляют зрителя поверить, что это он герой шоу, а все, что происходит в шоу — и есть реальность).