«Прикладной флеботинум», или Жанровые маркеры анимационного сюжета

Продолжаем раскладывать «пасьянс» из элементов Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса. Сегодня очередь за «инструментами сюжета» — мелкими стилистическими или содержательными приемами, которые являются важными жанровыми маркерами и/или движителями анимационного сюжета. Встречайте материал с комментариями одного из сценаристов мультфильмов студии «Паровоз» Олега Веселова!

Скрытый текст
Цикл статей о конструировании анимационных историй основан на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания всех элементов Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса. Запечатленная в таблице и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок мастеров повествования — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.Информация о приемах сторителлинга может заинтересовать не только сценаристов, но и всех тех, кто причастен к процессу создания анимационных историй. В первом материале цикла мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном персонажей: Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Другие статьи цикла:

12 ИНСТРУМЕНТОВ АНИМАЦИОННОГО СЮЖЕТА

1) «Прикладной Phlebotinum» (Phl) — Вряд ли вы отыщете флеботинум в таблице химических элементов Менделеева, и уж тем более вряд ли сможете использовать его в прикладных целях. Тем не менее, в некоторых жанрах существуют крайне важные предметы, без которых движение сюжета просто немыслимо.

Флеботинум — чудесное открытие науки: вещество, излучение или поле, которым достаточно потереть что угодно, чтобы получить что угодно.

«Прикладной флеботинум» — сюжетный элемент. В его роли могут выступать нанотехнологии, магические кристаллы, звуковая отвертка или обычные зеленые камушки. Это — наука, магия, странное сочетание науки и магии или нечто совсем непознанное, но это не имеет значения: всякая достаточно развитая технология неотличима от магии, как говорил Артур Кларк. Как именно работает флеботинум — не знает ни автор, ни читатель, но само его присутствие создает впечатление убедительности.

В научной фантастике в качестве флеботинума могут выступать какие-нибудь мега — квази — протоплазматические наночастицы. В фэнтези — какой-нибудь эльфийский порошок или магический кристалл. В детективе это может быть какой-нибудь вымышленный яд или оружие с фантастическим принципом действия.

«Прикладной флеботинум» может быть введен даже в реалистическое повествование, например, о деятельности ученых, изобретающих новый несуществующий полимер. Или о деятельности конструкторов, создающих что-то небывалое, вроде города на Луне или на дне океана.

В любом случае прием «прикладной флеботинум» — это разворачивание сюжета вокруг некой придуманной субстанции / технологии / магии (и т.п.), ранее неизвестной человечеству и обладающей произвольными характеристиками.

«Прикладной флеботинум» может быть как вспомогательным, «проходным» элементом сюжета, так и центральным, определяющим его основную динамику.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Прикладным флеботинумом можно назвать многочисленные изобретения Кеши из мультсериала «Ми−ми−мишки»: машина идейсонная машинапаузник — в общем, любое творение Кеши.

2) «Техночушь» (Tb) — очень забавный прием, типичный для фантастических или «профессиональных» (про полицейских, медиков, ученых и т.п.) сериалов.

«Техночушь» — это ситуации, в которых между персонажами разворачивается диалог на псевдо-профессиональном («техническом») сленге. Степень правдоподобия таких «профессиональных» диалогов в разных сериалах может очень сильно варьировать: от вполне реалистичных и грамотных до полной терминологической белиберды.

Терминологические несуразицы (до определенной степени) играют и положительную роль — они становятся предметом шуток и бурных дискуссий на фанатских форумах.

Диалоги на «техночуши» вводится в сюжет в двух случаях:

а) надо разыграть некую коммуникативную ситуацию, в которой предмет разговора не важен, а сам диалог как бы проясняет характер отношений между персонажами. Например, Он что-то там объясняет Ей про транклюкатор и сепулятор, а сам в это время смотрит на нее обожающим взглядом.

б) используются как повод для формального объяснения каких-то сюжетных поворотов и ходов. Насыщенная терминами болтовня служит просто фоном для сюжетных комментариев.

Ну, и главная причина: «техночушь» — отличное средство для создания атмосферы. Разве можно представить себе роман на морскую тематику без всех этих «свистать всех наверх!», «швартовы травить» и проч.?

Кадр из мультсериала «С.О.Б.Е.З.»

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «С.О.Б.Е.З

3) «Улыбаемся и машем» (Wav) — довольно простой прием, который используется обычно в длинных сериалах, или чтобы «сшить» разваливающиеся сюжетные линии, или закрутить новую.

Суть приема состоит в демонстрации некой мотивировки, объяснения «задним числом» каких-то новых элементов, вводимых в сюжет. Обычно это элементы вроде «флеботинума» или «обратного действия» (описание «обратного действия» см. в п. 10 материала «14 элементов структуры анимационных историй»). Прием «Улыбаемся и машем» — это объяснение причин, почему же в сюжете все-таки появился флеботинум.

Понятно, что сама причина (мотивировка) является «притянутой за уши». Но обычно зрителям ничего не остается делать, как смириться с ней, т.е. «улыбаться и махать».

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Прием «Улыбаемся и машем» иногда используется в мультфильме «Сказочный Патруль». В огромном мире сериала о некоторых второстепенных персонажах приходится «забывать» без объяснения причин. Персонажи, вызвавшие интерес у фанатов, вновь появляются на экране в специальной серии спин-оффа мультфильма «Сказочный Патруль. Хроники чудес».

4) «Бог из машины» (Dx) — Deus ex machinа — старейший прием драматургов и сценаристов всех времен и народов! Это вмешательство в сюжет некой могущественной силы, которая по воле автора неожиданно разрешает все мыслимые и немыслимые сюжетные проблемы.

Это внезапное появление «бога из машины» обычно никак не объясняется, не вытекает из логики сюжета и носит явно нелепый и нелогичный (но эффектный!) характер.

Например, если секретные документы написаны на русском, то один из героев боевика совершенно случайно вспоминает, что учил этот язык в школе шпионов. Если компания потеряла все деньги, то откуда не возьмись появляется миллионер, заинтересованный в их проекте. Если главный герой висит над обрывом, одной рукой держась за край скалы, а злодей уже готов наступить ему на пальцы, то прилетает робот и вытаскивает героя.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Сценаристы нашей студии стараются не пользоваться приемом «Бог из машины» — даже неожиданное и беспричинное спасение должно быть подготовлено и иметь причину.

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «ГЕРОИ ЭНВЕЛЛА»

5) «Вытащить из …» (Ass) — слабая разновидность «Бога из машины». Суть приема в следующем: если героям крайне необходима какая-то вещь (элемент сюжета), то он, как по мановению волшебной палочки, неожиданно появляется.

Например, персонажу нужны деньги, он выходит на улицу, и неожиданно находит кошелек. Например, герою нужна какая-то информация, он раскрывает газету и читает то, что ему необходимо. Или даже так: герою нужно перелезть высокую стену, и тут вдруг он вспоминает, что когда-то в молодости занимался скалолазанием.

Вытащенный из… элемент обычно логически уместен в сюжете, необходим. Проблемой может являться искусственная простота, нарочитость, с которой этот элемент вводится в сюжет.

6) «Черт из коробочки» (Iac) — по сути, это нечто противоположное «богу из машины». Это что-то вроде ящика Пандоры. Например, давным-давно люди столкнулись с ужасным Злом. Они победили его и заточили в вечную тюрьму, в надежде на то, что оно никогда не выберется наружу. Но оно выбралось. И тут началось такое…

Троп «Черт из коробочки» — это нечто плохое, которое скрытно ждет своего часа, чтобы появиться внезапно, неожиданно для всех. Если «бог из машины» — неожиданное благоприятное вмешательство в сюжет, то «черт из коробочки» — это неожиданное катастрофическое, враждебное вмешательство.

Иногда черт из коробочки может быть освобожден злодеем, который, освобождая древнее зло, надеется на получение великой силы и прочих бонусов, однако, как показывает практика, никогда не получает их.

7) «Темный артефакт» (Aod) — вариант «черта из коробочки». Существует нечто неодушевленное, что при этом является Великим Злом. Опасно тем, что способно переманить любого на темную сторону, свести с ума, убить или еще чего похуже. Является одновременно и предметом, и инструментом, поскольку не способен совершать действия самостоятельно. Соответственно, среда применения «темного артефакта» определяется его обладателем.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Темные артефакты» довольно часто встречаются в сериале «Сказочный Патруль»: магические кристаллы, живые говорящие предметы, волшебные зеркала и многие другие.

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ»

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ»

8) «Гамбит Ксанатоса» (Xan) — троп назван в честь Дэвида Ксанатоса (или Занатоса), одного из персонажей мультсериала «Гарульи».

Персонаж Ксанатоса обладает удивительным умением разрабатывать сложные планы, многочисленные исходы которого всегда оборачиваются выгодой для создателя плана. Даже если кажется, что события разворачиваются по какому-то плохому сценарию, у персонажа всегда есть запасной «план Б», ведущий к победе. Это ситуация полного выигрыша для того, кто придумал и осуществил этот план.

Технически «гамбит Ксанакоса» — это введение в сюжет необычайно прозорливого персонажа, способного «просчитать» и предвидеть любое развитие событий (даже неожиданное для большинства других персонажей), заранее подготовиться к нему, и добиться успеха.

Процесс подготовки «плана Б (В, Г, и т.д.)» обычно раскрывается «задним числом» (т.е. уже после победы героя) в виде отдельной сюжетной линии.

9) «Крутые герои» (Bdh) — как правило, это второстепенные персонажи, которые эффектно появляются в какие-нибудь кульминационные, переломные моменты сюжета. Их цель — усилить ключевой сюжетный момент, вызвать у аудитории еще более яркие эмоции.

Например, в каком-нибудь боевике несчастная жертва уж готовится погибнуть от рук злодея, когда вдруг — БАМ! — ударом ноги открывается дверь, и на спасение приходят крутейшие герои. Иначе говоря, это герои, которые спасают эпизод в пафосной, громкой и эффектной манере.

Необходимо отметить, что не всегда появление супер-героев ведет к их победе — иногда они прибывают на место слишком поздно, или их действия могут только усугубить ситуацию. И вообще, они могут облажаться так же эффектно, как и появились.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
Морок из «Сказочного патруля» — харизматичный персонаж, очень любимый фанатами. Был плохим — стал хорошим, в трудный момент приходит героиням на помощь.

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ»

КАДР ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ»

10) «Погладь котенка» (Pet) — это техническая деталь, главное назначение которой — усложнить образ отрицательного персонажа, сделать его более размытым и противоречивым. Это деталь, благодаря которой мы понимаем, что злодей в какой-то степени является человечным, что ему тоже свойственны сентиментальность и нежность.

Например, он может быть заботливым отцом и хорошим семьянином. Или тайно делать какие-то добрые дела. Или даже заниматься благотворительностью. Или просто нянчиться с каким-то домашним питомцем (котенком, например).

Но не обольщайтесь! От добавления этих «милых» деталей (вроде заботы о котенке) плохой персонаж не меняется по сути! Он остается злым, и продолжает совершать по ходу сюжета злые деяния.

11) «Пни собаку» (Kik) — технический прием, с помощью которого нейтральный персонаж переводится в статус отрицательного.

Персонаж, способный просто так пнуть собаку, официально является недостойным, жестоким персонажем, действия которого противоречат законам человеческой морали. Следовательно, зрителю необходимо ненавидеть его и желать ему смерти.

Даже если изначально такой персонаж является одним из нейтральных героев, но он пнул собаку, и это должно заставить зрителя сомневаться в его нейтральности. Само действие бесцельно и не влияет на сюжет, что в очередной раз доказывает безосновательность в агрессии персонажа.

Также «пинок собаки» может выражаться вербально, когда персонаж говорит настолько вопиющие и оскорбительные вещи, что сразу становится понятно, что он злодей.

12) «Черта морали» (Hrz) — некая невидимая граница, отделяющая простое злодейство от всепоглощающей черной дыры злодейства, попав в которую, герой никогда не сможет вернуться назад. Для каждого произведения она индивидуальна в зависимости от контекста и целей сценариста. Персонаж просто совершает некий поступок, который интерпретируется как «точка невозврата».