Профайлы анимационных злодеев. Типажи и примеры

Сегодняшний выпуск нашего блога посвящен злодеям. Любой анимационный сюжет станет пресным, если в нем будут только положительные персонажи. Наличие одного, а то и нескольких антагонистов обязательно в любой истории. Чем ярче и могущественнее злодей, тем больше возможностей для раскрытия талантов и способностей главного героя, тем динамичнее сюжет. Изучите «модель для сборки» каждого типажа из Периодической таблицы сторителлинга* и создавайте ярких и запоминающихся антигероев! В таблице предлагается целых 28 видов разнообразных злодеев. Итак, наслаждайтесь профайлами с комментариями сценариста студии «Паровоз» Олега Веселова!

Скрытый текст
*Цикл статей о конструировании анимационных историй основан на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания всех элементов Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса. Запечатленная в таблице и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок мастеров повествования — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.
Информация о приемах сторителлинга может заинтересовать не только сценаристов, но и всех тех, кто причастен к процессу создания анимационных историй. В первом материале цикла мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном персонажей: Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Другие статьи цикла:

28 типажей анимационных злодеев

28 типажей анимационных злодеев

1) Главный злодей (Bad) — в любой традиционной повествовательной структуре (сказка, миф и проч.) в качестве классического дебюта используется негативная ситуация — беда, бедствие, какая-то проблема или недостаток чего-либо важного. Ради преодоления этого и начинаются все последующие злоключения главного героя. Спектр вариантов «главного злодея» бесконечно велик! От абстрактного и неясного Зла, до вполне понятных бытовых хамов и подлецов. Главный злодей может быть реалистичен или абстрактен, персонифицирован или обобщен. В сложных сюжетах герой и злодей могут меняться местами, причем неоднократно. В данном тропе просто постулируется необходимость его наличия в самом общем смысле. Конкретные воплощения злодеев — см. далее.

2) Восхитительный злодей (Mgb) — да, он, конечно же, та еще сволочь, но до чего хорош собой! Молод, хорошо одет, образован, богат, его любят женщины, ему завидуют мужчины. С легкостью проворачивает аферы любой сложности, даже не испачкав рук. Элегантен, симпатичен и смышлен, что помогает ему служить злу с особым вкусом и талантом.
В начале сюжета его приверженность злу может быть неочевидной. Иногда он даже воспринимается, как главный герой. Но по ходу движения сюжета его неприглядные замыслы и злодейские действия непременно раскрываются. В некоторых случаях авторам жаль наказывать или тем более убивать «восхитительного негодяя», и в конце сюжета он может раскаиваться, и вставать на сторону добра или приносить себя в качестве искупительной жертвы, защищая добро.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Кто восхитительней: Пиратто из „Четверо в кубе“ или Морок из „Сказочного патруля“? Интересно было бы взглянуть на кроссовер».

Восхитительный злодей (Mgb)

3) Однокрылый ангел (1wa) — Троп получил свое название благодаря одному из злодеев в Final Fantasy. Многие злодеи, когда дело доходит до финальной битвы имеют обыкновение превращаться в жутких монстров, фантастических существ. Троп указывает на способность мгновенной трансформации обычного злодея в злодея, имеющего сверхспособности и сверхмогущество.

4) Мастер шахмат (Chs) — Великие стратеги вымышленного мира, которые натягивают все ниточки, чтобы заманить ничего не подозревающих людей в, казалось бы, совершенно безобидные ситуации, а когда ловушка захлопнется, использовать их по полной. В отличие от «негодяя-манипулятора» манипулирует не напрямую людьми, а вещами, информацией и обстоятельствами.

5) Маньяк-разрушитель (Om) — Кто взорвал бомбу, которая уничтожила планету? Или выпустил на свободу смертельный вирус? Это тот самый парень — злодей, который имеет своей целью уничтожить весь мир и человечество, которое ему по каким- то причинам несимпатично.

6) Тамплиер (Kt) — Фанатичный служитель какой-нибудь праведной идеи, задача которого — следить за соблюдением «закона и порядка» и строго наказывать всех, кто этот самый порядок не соблюдает. Олицетворяет Добро, доведенное до крайности и абсурда. И поэтому начинает сеять зло, безжалостно наказывая всех, кто хоть в чем-то ведет себя «неправильно». Искренне верит в свою правоту и руководствуется некими благими намерениями, которые в его глазах оправдывают любую жестокость с его стороны.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«В подобной, но, конечно, условной роли иногда выступают Кеша и Тучка из „Ми-ми-мишек“. Если они решают соблюдать какие-то правила, то могут стать настоящими тиранами. ? Так, что потом приходится просить за это прощения, как в серии „Система безопасности“».

Злобный брат-близнец (Etw)

7) Злобный брат-близнец (Etw) — Идеальная фигура для создания множества сюжетных коллизий! И бесконечное противоборство в стиле «кто из нас круче». Как правило, положительной герой неожиданно узнает о своем злобном двойнике, крайне редко ситуация оказывается обратной — злодей обнаруживает свою добрую копию. Далеко не всегда двойник является реальным кровным братом персонажа, это может быть просто его клон, вариант из параллельного мира или даже абсолютно идентичный робот-андроид. Часто для добавления эффекта злой брат-близнец изображается в темном плаще, с бородой или усиками.

8) Враг внутри (Ewi) — Особая форма раздвоения личности. Это может быть некое неконтролируемое зло в одном из персонажей, которое становится все более неконтролируемым. В фэнтези герой может являться наполовину сказочным существом — демоном, вампиром и т.п.. Он пытается противиться своей сущности, но его угнетенная половина постепенно начинает брать верх.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Такой персонаж у нас есть, но в каком мультфильме и кто именно — рассказать пока не можем. ? Читателям из будущего: если поняли, о ком речь — отбейте невидимую пятюню ?».

Адвокат дьявола (Law) 

9) Адвокат дьявола (Law) — Чаще всего это некий персонаж-наемник, но который очень уж добросовестно прислуживает силам зла. Законники сами по себе скользкие, хитрые и изворотливые типы, которые действуют только в интересах своего клиента, что зачастую противоречит нормам морали. Стоит отметить, что адвокат дьявола, как правило, отлично образован, блестяще подкован в своей области, коррумпирован и циничен.

10) Бюрократ (Ob) — В «легком» варианте просто формалист, который делает «все по правилам», проявляя черствость и невнимание к проблемам главного героя, отказывает ему в помощи. В «тяжелом» — этот персонаж ближе к «тамплиеру» (см.п.7). Например, это может быть полицейский или сотрудник спецслужбы, которому нравится преследовать людей, выбивать из них нужные признания, и даже убивать их, если потребуется. Главная черта такого персонажа — эмоциональная черствость. Не является служителем какой-то «высокой идеи», оправдывает себя тем, что «просто выполняет свою работу».

11) Злая мачеха (Ws) — классический персонаж в любой семейной драме. Родственный главному герою злобный «родительский» персонаж любого пола и степени родства, который играл или играет важную роль в становлении главного героя.

12) Громила (Bru) — злая версия «тупого качка» (см. предыдущий пост про архетипы главного героя, п.11). Так же огромен, силен, мускулист, очень любит драться и хорошо умеет это делать. Не способен сопереживать, в большинстве случаев глуп и прямолинеен.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Красный Волк из „Лео и Тига“. Как мы узнаем из 14-й серии „Подарок Духа Тайги“, интересует его только возможность перекусить кабанчиком или котятами. В „Сказочном патруле“ — это волколаки-помощники Шефа».

Красный Волк из „Лео и Тига“

13) Жуткий ребенок (Chi) — Выглядят милыми, беззащитными, невинными ангелочками. Но с ними что-то не так. Слишком спокойные, слишком скрытные, слишком знающие. Часто это девочка, иногда — девочка с жуткой куклой. Жуткие дети редко бывают физически опасны, они просто наводят на вас ужас своей неэмоциональностью и подозрительной осведомленностью. Часто такие дети способны общаться со злыми духами или предсказывать жуткое будущее, например, при помощи своих рисунков.

14) Заклятый враг (Rch) — «персональное проклятие» главного героя в виде конкретного персонажа, питающего к нему давнюю и сильную ненависть. Мотивы этой ненависти личные, сокрыты далеко в прошлом, и даже не всегда толком раскрываются в сюжете. Заклятый враг существует как некая константа жизненного мира главного героя, но лично в открытое противоборство с героем почти никогда не вступает. Появляется лишь изредка, пытаясь нанести смертельный удар. Часто строит козни чужими руками или выступает союзником каких-либо сил зла.

15) Дракон (Dra) — в какой-то степени разновидность «Громилы» (см.п.13). Некое сверхсильное, иногда сказочное, фантастическое существо, которое верно служит главному злодею. Привратник, последняя линия обороны Зла. В некоторых случаях глуп и силен, предоставляет всю мыслительную работу главному злодею, иногда, напротив, хитер и изворотлив, планирует наступление злых сил самостоятельно. В некоторых сюжетах Дракон может совершить переворот «с ног на голову» (см. часть 6 «Модификаторы сюжета», п.10) и перейти на сторону добра, помогая ей одержать победу над злодеем.

16) Крот (Mol) — Предатель, «чужой среди своих». Часто это некий второстепенный персонаж, роль которого раскрывается только в момент кульминации сюжета. Часто крота разоблачают вообще в самом конце сюжета, в момент развязки. Степень детализации персонажа может быть разной. От самой примитивной до довольно подробной с объяснением его мотивации. История предательства может быть рассказана в виде отдельной сюжетной линии.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Во втором сезоне «Сказочного патруля» кротом оказалась (осторожно, слоупойлер) милая птичка-помощник».

Крот (Mol)

17) Вирус (Vir) — Мало осязаемая разновидность Зла, проявляется в различных формах и жанрах. Говоря просто, вирус превращает жертву в себе подобного или меняет жертву согласно своим целям и эффекту. Изменения при этом как физические, так и психические. В том случае, если трансформация произошла не до конца, или требует определенного времени, инфицированный старается навредить как можно меньше своим родным и близким (см. п.9 «Враг внутри»).

18) Сверхъестественная гадость (Eld) — Как еще назвать фантастические, но крайне злобные вариации законов природы? Такого слова нет ни в одном земном языке. Это просто Иное. Сверхъестественная гадость отрицает все законы природы, противоречит всему, что мы знаем, она отвратительна. Это могут быть странные существа, или вообще нечто неопределенное в виде лучей, плесени, роботов, голограмм и т.п. В любом случае, любые земные аналогии будут недостаточны, чтобы понять или объяснить природу этого неземного Зла. Как правило, «гадость» прилетела к нам из далекого космоса, или пряталась где-то с самого начала времен.

19) Негодяй-манипулятор (Mpb) — Отлично знает людей, все их слабости и «болевые точки». Долго собирает о своей жертве досье, и просчитывает ее поведение на много ходов вперед. Знает, как управлять эмоциями и потребностями других людей, чтобы они стали послушными марионетками в его руках.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Моргарт из „Героев Энвелла“. Даже будучи захваченным в плен, умело заставляет героев делать то, что нужно ему — например, сходить в виртуальное ателье в серии „Ателье“».

Моргарт из „Героев Энвелла“

20) Коррумпированный директор (Cca) — Главный управляющий или владелец крупной компании, ориентированный на зарабатывание денег любой ценой, безразличный к любым морально-этическим нормам. Готов пойти на любые преступления против природы и человечества для достижения своих целей. Зачастую может быть главой огромной международной корпорации, контролирующей все, что только можно контролировать.

21) Империя (Emp) — В англоязычном сленге фактически синоним «Империи Зла». Империя — всегда злобный враг Федерации, Королевства, Республики и любой другой прогрессивной формы правления. Империя представляет собой мощную враждебную силу, которая хочет установить свой порядок и завоевать все возможные территории.

22) Антизлодей (Av) — Злодей с героическими целями. Он злодей, но при этом не осознает этого, не теряя человечности и свято веря в то, что он — хороший парень, который борется со злом. Например, может мстить еще более плохим парням, чем он сам. Или восстанавливать справедливость, как он ее понимает. Антизлодей — это злодей с чертами человечности, который пытается выдавать то, что он делает за добро, при этом оставаясь строго отрицательным персонажем.

23) Абсолютный монстр (Mon) — Иррациональное чудовище, действующее абсолютно за гранью морали и человеческого понимания. Сосчитать его злодеяния совершенно невозможно, впрочем, как и найти в нем что-нибудь хорошее. Никогда не сожалеет о содеянном, не раскаивается, изображается в мрачных, безнадежных тонах, лишенных и капли юмора. Иногда его поведение как-то объясняется, например, психическими отклонениями, генетикой, несчастным детством и т.п., но часто его злодеяния никак и ничем не мотивированы. Это просто чудовище, цель которого — приносить другим боль и страдания.

Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»Олег Веселов, сценарист студии «Паровоз»:
«Гегемон из сериала „С.О.Б.Е.З.“. Ему не нужен повод, чтобы разрушить ракетой Хомячье дерево, а для остальных злодеяний повод у него один — мировое господство».

Абсолютный монстр (Mon)

24) Злодей-протагонист (Vp) — Забавный поворот при создании сюжета, когда главным протагонистом неожиданно становится злодей. Попытка посмотреть на ситуацию со стороны зла. Как правило этот прием используется в комедийных сериалах и фильмах, в конце которых злодей может превратиться в героя.

Ну и теперь четыре стилистические «фишки», которые дополнят и украсят любого злодея:

25) Зло ради Зла (4te) — У большинства злодеев есть четкая мотивация для того, чтобы быть злыми. Это может быть ненависть, ревность, желание отомстить, любовь, тяжелое детство, жадность, зависть — да что угодно! Большинство их эмоций знакомо многим из зрителей и делает их злодеяния частично обоснованными, что помогает в переговорах со злодеями. Иные же злодеи совершают зло без явных на то причин. Им просто нравится творить злые поступки.

26) Злобный смех (Lol) — в любом сюжете может наступить момент, когда апофеоз Зла почти уже состоялся: ваше оружие судного дня активировано, MacGuffin в ваших руках, Герой и его команда заточены в Ловушке смерти, ваш злобный план реализован на 99%, вы еще не верховный властелин, но уже почти бог, и вот тут настало время для него. Для злобного смеха. МУА-ХА-ХА-ХА-ХА!!!!

27) Ты подвел меня (Fai) — «Ты меня подвел…в последний раз!» — именно с этими словами главный злодей убивает одного из своих приспешников, которому в очередной раз не удалось убить, схватить, остановить или обнаружить Героя.

28) Ручной кот (Cat) — Если положительные герои любят собак, то Злодеи любят котов. Если Злодей не отличается харизмой, то у него непременно будет кот, сидящий у него на руках или на столе в то время, как его хозяин разрабатывает очередной дьявольский план.

Этот троп очень древний, и трудно сказать, что в нем самое главное — то ли намек на те древние времена, когда черная кошка считалась символом дьявола и непременным спутником ведьм и колдунов, то ли это просто контраст симпатичного котика и уродливого злодея.