«Путь героя» как мощный способ генерации анимационного сюжета

Продолжаем собирать конструктор анимационных историй. В одном из ранее опубликованных материалов мы уже рассказывали о сюжетных приемах в анимации и обещали написать подробнее об одной из 13-ти сюжетных установок, представленных в Периодической таблице сторителлинга Джеймса Харриса, а именно о «Пути героя». Приглашаем в совместное путешествие!

Цикл статей о конструировании анимационных историй основан на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания всех элементов Периодической таблицы сторителлинга Джеймса Харриса. Запечатленная в таблице и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок мастеров повествования — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.

Информация о приемах сторителлинга может заинтересовать не только сценаристов, но и всех тех, кто причастен к процессу создания анимационных историй. В первом материале цикла мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном персонажей: Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Другие статьи цикла:

 

«Путь героя»

«Путь героя» (Hj) — очень мощный способ генерации сюжетов, заимствованный (полностью или частично) из мифологии. Желающим изучить героический путь в деталях рекомендуется к прочтению классический труд Джозефа Кемпбелла «Тысячеликий герой». Для наиболее «продвинутых» исследователей корней сторителлинга советуем и труды В.Я. Проппа и Е. Мелетинского.

В самом схематичном варианте «Путь героя» состоит из трех больших этапов: Отправление (Герой покидает привычный мир), Инициация (Герой учится ориентироваться в неведомом мире приключений), Возвращение (Герой возвращается в привычный мир).

В расширенном «Пути героя» может быть до 14 этапов (в мифах эти этапы заданы достаточно жестко, в современных текстах некоторые этапы могут быть пропущены):

1. Рождение Героя, происходящее при чудесных или загадочных обстоятельствах.

2. Начало жизни Героя в его родном городе. В зависимости от сюжета родиной Героя может являться как Мирное Королевство, которое в будущем придется спасать от надвигающейся опасности, так и Мертвая Пустошь, в которую Герою требуется вдохнуть жизнь.

3. Вестник приносит Зов Приключений.

4. Герой должен решить, как ему реагировать на Зов — возможны два варианта: отказаться (тогда Зов придет за Героем снова, так как он знает, где тот живет), или согласиться и броситься с головой в пучину приключений.

5. Зачастую в начале пути Героя возможно получение некой волшебной божественной помощи или важного наставления от Учителя.

 

 

Мапа Пандига — второстепенный персонаж сериала «Лео и Тиг», старый мудрый гималайский медведь и один из больших друзей и учителей главных героев мультфильма — наставляет их в начале каждого пути.

 

6. Преодоление первого Порога — Герой должен принять осмысленное решение по преодолению первого Порога и началу своего великого Пути. Нередко первый Порог охраняется стражниками, с которыми Герою необходимо сразиться.

7. Перерождение Героя — Герой оставляет позади привычный мир, что может изменить его навсегда.

8. Дорога испытаний — трудный путь Героя, когда он должен пройти «через огонь, воду».

 

В первом сезоне «Герои Энвелла» находят странный ноутбук, открыв который попадают в игру. Радость от неожиданного развлечения быстро проходит, когда игроки узнают, что финальный босс по имени Моргарт желает выбраться в реальность! Юным героям предстоит пережить множество захватывающих приключений, столкнуться с проблемами и даже пережить потери, прежде чем они смогут остановить Моргарта.

 

9. Ночная вылазка — в большинстве сюжетов Герою необходимо проникнуть во владения Главного Злодея с целью разведать что-то важное, как правило это происходит ночью и представляет собой некую «стелс-миссию».

10. Небольшое затишье перед решающей Битвой.

11. Апофеоз / решающая Битва / Вознаграждение — сложный этап, в котором Герой предается размышлениям на тему своего истинного предназначения и сущности, сражается с Главным Злодеем и получает некую Награду.

 

 

Сказочник не злодей? Но кто же тогда? И как его победить? В решающей битве с Повелителем героям сериала «Сказочный Патруль» предстоит узнать много нового как о сказочном мире, так и о своем предназначении.

 

12. Отказ от возвращения — к этому моменту Герой уже достаточно изучил Мир приключений, возможно даже нашел себе место, где ему хочется остаться, однако всегда есть обстоятельства, которые заставляют его вернуться домой.

13. Возвращение домой.

14. Свобода жить — Герой отдает Награду, полученную в финальной Битве своим людям, все счастливы.