Роман Сафаров: Главное — это то, что у тебя в голове и на сердце

Режиссер мультсериала «СОБЕЗ» рассказал о своем первом комиксе, клипе для группы «Ленинград» и мультфильмах со смыслом.

ДЕТСТВО

Я всегда хотел рассказывать истории. Не в простом изложении, на бумаге, а иллюстрируя их движущимися картинками с музыкой и диалогами. Анимация привлекла меня именно тем, что в ней я мог придумать совершенно все. В анимации нет границ. Ты можешь придумать свой мир, рассказать о нем и показать его всем!

Как-то давно я услышал такую фразу, что анимация — это крайняя степень высказать неудовлетворение окружающим миром! Можно с этой фразой не соглашаться, но только в анимации автор может создать вселенную, в которой он чувствовал бы себя комфортно. Не знаю, что может быть интереснее этого?!

ПЕРВЫЙ КОМИКС

В детстве я не понимал, кто такой режиссер, более того я не знал кто такой аниматор. Тем не менее я постоянно рисовал и писал разные истории. У меня были такие толстые тетрадки, в которых хранились мои иллюстрированные рассказы про приключения сумасшедшей вороны и глупого поросенка… Ничего не напоминает? К сожалению, в школе у меня с этим часто были проблемы. Учителям не особо нравилось, что все обложки моих тетрадей, да и сами страницы, были изрисованы чудаковатыми персонажами.

Уже учась в художественном училище, я начал рисовать свой первый большой комикс, но так его и не закончил. Тем не менее этот комикс помог мне! Когда я поступал во ВГИК, еще на отборочном туре необходимо было предоставить раскадровку. У меня ее не было, я даже не знал толком, что это такое. Хорошо, что я захватил с собой этот 13-ти страничный комикс. Именно он и послужил моей раскадровкой для поступления.

Чудаковатые персонажи Романа Сафарова
Чудаковатые персонажи Романа Сафарова

КЛИП ДЛЯ ЛЕНИНГРАДА

Учась во ВГИКе я делал небольшие короткометражки как для учебы, так и для себя, для разных конкурсов, делал даже минутный ролик для телеканала 2×2.
Моим первым режиссерским дебютом был анимационный клип «Мотоцикл» для группы Ленинград.
Я делал его в свободное от учебы время. Одному было сложно, не хватало опыта, но потом к работе подключились друзья однокурсники, и дело пошло быстрее.

АНИМАЦИЯ

В большинстве своих первых мультфильмов я был и режиссером, и аниматором. С одной стороны это кажется легко — сам придумал, сам и анимируй. Со временем я понял, что работа режиссера часто идет вразрез с работой аниматора и художника.

Когда ты анимируешь свой фильм, то долгая и тяжелая работа над анимацией берет верх над режиссурой. Художник начинает диктовать режиссеру, что должно быть в фильме, а что нет. К примеру, ему не хочется выкидывать красивую сцену с великолепным закатным солнцем. Художник и аниматор трудились над ней не один день! Но пришел режиссер, просмотрел несколько раз фильм и понял, что эта красивая сцена не вписывается в стилистику. Он говорит, что эта сцена тут не нужна и ее необходимо удалить. Такое бывает нечасто. Изначально все сцены утверждаются на стадии аниматика, но внештатные ситуации никто не отменял.

Поэтому быть режиссером и аниматором в одном лице довольно тяжело. Есть опасность увлечься и развалить первоначальную задумку фильма. Для грамотного совмещения режиссуры и анимации требуется долгая работа, преодоление множества проблем и огромный запас времени. В анимации все требует гигантского количества времени!

ЧТО ПРИВЕЛО ТЕБЯ В «ПАРОВОЗ»?

В «Паровоз» я попал благодаря продюсеру сериалов «СОБЕЗ» и «Четверо в кубе» Мари Льида. На студии запускался новый проект — «СОБЕЗ» — и требовались режиссеры аниматиков. Когда мне показали концепцию и первый эпизод сериала, я был впечатлен. Мне врезались в память великолепно исполненные фоны и динамично выстроенные сцены. Это был такой анимационный боевик в стиле Джеймса Бонда или Бэтмена. Мне захотелось работать над этим сериалом. Сначала я рисовал раскадровки и собирал аниматики, затем стал выпускающим режиссером «СОБЕЗ»-а.

Кадр из мультфильма «СОБЕЗ» • Студия «Паровоз»
Кадр из мультфильма «СОБЕЗ»

ПРОФЕССИЯ: РЕЖИССЕР

В работе режиссера меня привлекает возможность решать сложные задачи за очень короткое время. Бывают ситуации, когда та или иная сцена не работает, даже если в аниматике все было хорошо. Приходится быстро придумывать выход из ситуации, который бы не требовал много времени и затрат. Это сложно, но когда все получается, то это настоящее удовольствие, я бы даже сказал счастье!

Наверное, самым сложным в работе является самодисциплина и полная самоотдача. Профессия режиссера требует невероятной сосредоточенности, приходится следить за всеми этапами производства начиная от сценария и заканчивая финальным монтажом готового фильма. Если где-то потерял бдительность, не уследил, то будь уверен, что в какой-нибудь сцене обязательно что-то не склеится.

Очень часто я проигрываю фильм в голове уже после работы в машине или в автобусе: ищу более интересные ходы, вспоминаю сцены, которые меня чем-то смущали, думаю над тем, как бы сделать сцену более понятной для зрителя. Это непрерывный процесс, когда после работы ты продолжаешь работать.

РЕЖИССЕР И ПРОДЮСЕР

Обычно все вопросы мы с продюсером обсуждаем на общем собрании, когда проходит просмотр серии. Мари озвучивает свои мысли и предложения в ходе просмотра, а мы их записываем. Хочу заметить, что продюсер никогда не навязывает своего видения и всегда прислушивается к мнению коллектива. Все замечания, высказанные продюсером, обычно верны и логичны. Тут важно понять, что все мы в одной лодке и стараемся сделать проект как можно лучше!

Моя работа охватывает весь процесс работы над эпизодом. Сначала мы работаем со сценаристом над синопсисом очередной серии. После этого идет обсуждение готового сценария в который также вносятся правки. После утверждения сценария на канале, начинается работа над аниматиком. Только после этого собираются лэйауты, анимация, композ и финальный монтаж. Каждый из этих этапов утверждается режиссером.

Кадр из мультсериала «СОБЕЗ»
Кадр из мультсериала «СОБЕЗ»

РЕЗУЛЬТАТ

Иногда, в процессе работы, кажется, что это будет самая ужасная серия, что мы ничего не успеем вовремя, что еще куча материала, который необходимо править… Но в результате выходит все наоборот, и серия получается просто потрясающей! Я не знаю, как это происходит, на каком этапе процесс выравнивается и эпизод встает на ноги. Я считаю, это огромная заслуга необычайно талантливых ребят, работающих со мной. Они — настоящие профессионалы, отдающие все силы своей работе.

ВДОХНОВЕНИЕ

С самого раннего детства моими кумирами в области анимации были Текс Эйвери, Чак Джонс, Фриз Фрилинг, Джон Крисфалуси, Джек Кинни, Уильям Ханна и Джозеф Барбера. Я восхищался и изучал их мультфильмы покадрово! Благодаря им я решил, что буду заниматься только анимацией. Я до сих пор могу пересматривать мультфильмы этих режиссеров, они меня просто поражают своей неудержимой фантазией и качеством исполнения. Вообще, просмотр мультфильмов и чтение комиксов, были, безусловно, моими основными источниками вдохновения.

КАК? СОБЕЗ?

Когда я кому-нибудь говорю, что работаю над сериалом «СОБЕЗ», то, обычно, у меня переспрашивают: «Как? Собес? Это что?». Приходится расшифровывать — Специальный Отряд Бесстрашных Зверей. Полагаю, в этом нет ничего плохого, наоборот, название «СОБЕЗ» интригует, заставляет задуматься. Оно очень оригинально и самобытно!

В наше время огромного потока контента можно потеряться в схожих названиях, а «СОБЕЗ» ни с чем не спутать. В свое время название фильма «РОБОКОП» тоже вызывало массу вопросов и насмешек. Сейчас это культовый фильм, ремейки на который делали и будут продолжать делать! В конце концов, не название красит фильм, а наоборот! С «СОБЕЗ»-ом в этом плане все в порядке!

«СОБЕЗ» — это боевик и фантастика с комедийным уклоном. Тут постоянные взрывы, погони и драки. Чем-то мне напоминает фильм «Крепкий Орешек», только шутит не главный герой, а антагонист — мартышка Дарвин.

Мартышка Дарвин из мультсериала «СОБЕЗ»
Мартышка Дарвин из мультсериала «СОБЕЗ»

ПЕРСОНАЖИ

Уже на этапе сценария мы вкладываем смысл в действия персонажей. В сценарии должна быть ясна мотивация героев, какая у них цель, что они предпринимают для достижения этой цели и что произойдет потом, когда цель будет достигнута. Но бывает и так, что в сценарии было все логично и понятно, а в аниматике это не работает.

Очень часто история, расписанная в сценарии, не влезает в хронометраж эпизода и тогда необходимо вырезать некоторые сцены, а от этого может потеряться смысл происходящего. Приходится додумывать, что-то менять в диалогах или действиях. При этом важно помнить о характерах и мотивах персонажей, чтобы ничего не развалилось.

Персонажи «СОБЕЗ»-а настолько яркие и интересеные, что, скорее, уже они диктуют правила игры в сериале. Особенно это касается злодеев. Вообще, злодеи очень часто получаются интереснее и привлекательнее самих героев. Вспомним, например Джокера, или Круэллу де Виль из «101 далматинца», или Ургора из «Камня Сновидений», или Аида из полнометражного мультфильма «Геркулес» или даже Уолтера Уайата из «Во все тяжкие». Зритель испытывает симпатию к антигерою, так как часто видит в нем себя.

НОСОРОГ ГЕГЕМОН ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СОБЕЗ»
НОСОРОГ ГЕГЕМОН ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА «СОБЕЗ»

Вот, например, носорог Гегемон. У него была очень непростая судьба. Сначала он был боксером, но его тренер отдавал больше предпочтения медедю Федору, отчего Гегемон связался с мартышкой Дарвином и ступил на темную дорожку. А сколько было таких судеб в реальности? Возможно, Гегемон и не стал бы тем Гегемоном, если бы тренер уделял ему больше внимания и воспитывал его. Об этом можно долго рассуждать и это довольно серьезная тема.

Кстати, у положительных героев «СОБЕЗ»-а также есть своя индивидуальная история. Этому посвящены отдельные эпизоды сериала. Особенно мне нравится история волка Вольдемара. Вольдемар — принц и успешный бизнесмен, который высокомерно и хладнокровно ведет свои дела. Его окружает богатое общество, и Вольдемар уверен в искренности окружающих. Но, когда он попадает в тяжелую ситуацию, никто из его друзей не приходит ему на помощь. Ему помогают бедные крестьяне, которых захватили рабовладельцы. Вольдемар помогает крестьянам и с тех пор становится защитником угнетенных и вступает в «СОБЕЗ». Это отличный пример формирования характера героя, изменение его отношения к жизни и изменение отношения к нему зрителя.

Постер мультфильма «СОБЕЗ»
Постер мультфильма «СОБЕЗ»

МАРТЫШКА ДАРВИН

Мартышка Дарвин — самый безумный и веселый персонаж в «СОБЕЗ»-е. Он мне напоминает одновременно Джокера и героя мультфильмов «Веселые Мелодии» («Looney Tunes») — Даффи Дака. Иногда мне кажется, что все его попытки захватить мир и властвовать не что иное как способ хорошо пошутить. Даже когда он проигрывает, когда его планы рушатся он не унывает и с веселым смехом катапультируется из своей бронированной машины в небо.

Очень показательно это в сравнении с Гегемоном. Когда Гегемон терпит поражение от собезовцев, то он с отступает с большой горечью. Это для него удар, он проиграл войну и еще долго будет вспоминать о своем поражении. Но Дарвин не такой, ему важен сам процесс, а не результат.

Большую роль в создании образа Дарвина сыграл актер Даниил Эльдаров. То как он озвучивает эту безумную мартышку просто потрясает! Если бы не знал, я бы никогда не поверил, что это тот самый актер, который озвучивает серьезного и рассудительного Федора.

ОЗВУЧИВАНИЕ

Озвучивание персонажей, наверное, самая интересная часть в моей работе. Когда я пришел на «СОБЕЗ», основной ансамбль актеров уже был подобран. Некоторых актеров я знал. Например, с Диомидом Виноградовым (озвучивает Адъютанта, коня-репортера, горилл и многих второстепенных персонажей) и Ольгой Шороховой (озвучивает женские второстепенные роли) я уже работал ранее на других проектах. С Даниилом Эльдаровым (озвучивает медведя Федора и мартышку Дарвина), Олегом Зима (озвучивает Гегемона и кита Бориса) и Иваном Калининым (озвучивает зайца Захара и волка Вольдемара) познакомился на студии.

Актеры на записи всегда импровизируют, добавляют детали, которые очень точно характеризуют их персонажей. Очень часто невозможно сдержать смех, когда актеры шутят голосом своих персонажей, это очень весело!

ЛЮБИМЫЙ ЖАНР

Мне нравятся практически все жанры в кино. Но жанр комедии, наверное, ближе всего! Особенно мне нравятся разговорные комедии, где юмор строится не на визуальных гэгах, а на диалогах героев. Хотя я могу бесконечно пересматривать такие фильмы как «Золотая лихорадка» и «Огни большого города».

Кадр из фильма «Огни большого города» 1931г.
Кадр из фильма «Огни большого города» 1931г.

ДИАЛОГИ

Диалог — один из важнейших элементов фильма. Персонаж раскрывает свой характер не только действием в кадре, но и путем диалога. Например, в таком сериале как «Конь БоДжек» персонажи раскрываются разговаривая друг с другом. Там почти нет действий, есть только диалог, но насколько он интересный!

Таких примеров можно найти очень много. Хороший диалог в фильме это всегда подтекст, прочитав который мы раскроем истинное желание героя и даже те его мысли, которые он пытается скрыть. Если режиссер выстроил в сцене все правильно и подготовил зрителя, то подтекст несомненно прочитается.

Есть очень хорошая книга Роберта Макки, которая так и называется «Диалог». В ней автор анализирует многие фильмы и делает вывод, что диалог является важнейшей частью построения любого сюжета, будь то драма или комедия.

ХОББИ

На самом деле, если ты занимаешься анимацией, то это настолько поглощает твою жизнь, что не остается времени буквально ни на что. Если у кого-то, кто работает в анимации есть хобби, пожалуйста, сообщите мне как это у вас это получается.

Единственное, чем я занимаюсь помимо анимации, это коллекционирование комиксов. А именно комиксы таких художников как Карл Баркс, Дон Роса, Флойд Готтфредсон и Рик Паркер. Я не считаю это хобби — комиксы же непосредственно связаны с анимацией.

В свободное время я занимаюсь собственным проектом, у меня их несколько. Но про них пока рано говорить.

МУЛЬТФИЛЬМЫ СО СМЫСЛОМ

Современные российские мультфильмы стали очень высокого уровня. Тут есть живая конкуренция, появляются студии выпускающие качественные проекты. Но почти все эти проекты для детей 0+, максимум 6+. Возможно, появление мультфильмов только в этих категориях диктуются современными российскими условиями, но как же подростковое кино? Эта ниша вообще не занята. Я понимаю, что для адекватного, более взрослого мультфильма, такого, например как «Рик и Морти» или «Южный парк» нужны более проработанные сценарии, более сложное построение конфликтов и интересные диалоги. Но проблема в том, что такие проекты просто не востребованы и это очень обидно!

Кстати, «СОБЕЗ» — это смелый шаг в сторону более взрослых мультфильмов, более сложных отношений между персонажами. Мне кажется это отличное начало!

Я никогда не создавал мультфильмы только для детей. Это будет звучать эгоистично, но я всегда делал мультфильмы для себя. Я не могу работать насильно и делать то, что мне не нравится или в чем я не уверен. По-моему только так можно сделать что-то значимое и интересное. Дети чувствуют фальшь, неискренность, когда с ними сюсюкаются и пытаются войти в доверие.

В детстве мне очень нравились мультфильмы Роберта Саакянца и Давида Черкасского, да и сейчас я от них в восторге. Но ведь и Саакянц и Черкасский не снимали мультфильмы только для детей. Они их делали, в первую очередь, для себя, а получалось для всех! В этом вся загвоздка. Положительный посыл и правильную мораль можно показать в любом произведении с любой возрастной категорией Главное — это то, что у тебя в голове и на сердце.

____________________________________________________________
Если вы хотите работать режиссёром в студии «Паровоз», отправьте свое резюме на hr@parovoz.tv или через удобную форму в разделе вакансии.