Сюжетные приемы длинной анимационной истории

Продолжаем цикл материалов о конструировании анимационных историй. Сегодняшний материал посвящен описанию крупных сюжетных линий, ходов и идей, дополняющих и «украшающих» структуру повествования, о которой мы говорили в одном из предыдущих материалов нашего блога. Статья основана на цитатах из книги Сергея Калинина, в которой собраны описания приемов, представленных в Периодической таблице сторителлинга Джеймса Харриса.

Напомним, что запечатленная в таблице Харриса и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок сторителлинга — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.

Информация о приемах сторителлинга может заинтересовать не только сценаристов, но и всех тех, кто причастен к процессу создания анимационных историй. В первом материале цикла мы уже рассказывали об интерактивной таблице как о полезном инструменте работы над дизайном персонажей.

 

13 СЮЖЕТНЫХ ПРИЕМОВ ДЛИННОЙ АНИМАЦИОННОЙ ИСТОРИИ

Всего в периодической таблице сторителлинга предлагается 13 элементов разряда установок, законов и сюжетных поворотов.

1) «Закон Эзопа» (Ae) — какой-либо структурный или формальный элемент повествования (эпизод, сцена, глава, часть или даже весь текст) заканчивается «моралью».

Обычно «мораль» используется не как прямое одобрение или осуждение поступков персонажей — гораздо эффективнее применять «закон Эзопа» в качестве парадокса. Например, в ходе сюжета складывалось впечатление, что главный герой «все сделал правильно», но в «морали» его поступки получают иную интерпретацию, и оцениваются как негативные (безнравственные).

В качестве «морали» может использоваться встроенная короткая история-притча (например, рассказанная кем-нибудь из героев книги, или «от автора»), вовсе не связанная с основной сюжетной линией.

2) «Серьезный бизнес» или «Это не игрушки!» (Srs) — в историю вводится персонаж и/или деятельность (как правило, деятельность) которого участники повествования придают чересчур большое значение.

«Серьезный бизнес» может выступать в повествовании в качестве отдельной сюжетной линии, в которой превозносится и «почитается» какой-то определенный вид деятельности, всячески подчеркивается его серьезность, важность, необходимость.

Обязательной составляющей «серьезного бизнеса» является неукоснительное соблюдение персонажами правил, традиций и ритуалов, связанных с данной деятельностью. При этом важной частью сюжета могут быть персонажи, не соблюдающие «серьезность», нарушающие правила («они все портят»), и необходимое противодействие этим персонажам-нарушителям («Это вам не игрушки!»).

Прием «серьезный бизнес» является необходимым условием классического детектива, триллера, боевика, мистического или производственного романа. Для всех этих жанров, чтобы «зацепить» читателя, крайне важна предельно серьезная атмосфера. Но стилизация «под серьезный бизнес» может давать хороший комический (пародийный) эффект в рекламе, или, например, в фэнтези-детективах.

 

Кот Ученый из мультсериала «Сказочный патруль» — не просто заведующий складом волшебных вещей, а Хранитель города Мышкин!

 

3) «Маскарад» (Msq) — в сюжет встраиваются персонажи (объекты, организации), которые являются вовсе не тем, чем кажутся на первый взгляд. Вместе с подобными «замаскированными» персонажами добавляется отдельная сюжетная линия по разоблачению данных персонажей — постепенному или внезапному.

«Замаскированные» персонажи обычно являются второстепенными. Они появляются эпизодически, и обычно подаются как «самые обычные» люди, но с намеком на некую «персональную тайну». Что характерно, тайну данного замаскированного персонажа никто из героев обычно специально не расследует — она раскрывается случайно, как бы сама собой.

Тайна замаскированного персонажа может быть негативной, «страшной» (например, он в молодости совершил страшное преступление, и до сих пор скрывается от возмездия), позитивной (например, простой уборщик оказывается наследным принцем), или вполне обыденной.

В некоторых сюжетах замаскированный персонаж в момент его разоблачения может играть ведущую роль (участвуя в кульминации или в развязке сюжета). В других сюжетах замаскированные персонажи играют роль отвлекающего фактора, «ложного следа», не оказывая значительного влияния на развитие основного сюжета.

 

Непоседливая школьница Аленка из «Сказочного патруля» оказалась наследной принцессой всего Сказочного мира

 

4) «А теперь… В КОСМОСЕ!» (Rcy) — очень примитивный, но, тем не менее, вполне работающий прием, суть которого — перенесение типового сюжета (например, сказки про Золушку) в нестандартные условия, в новый контекст (например, в космос). Т.е. текст пишется по принципу «сюжет старый, декорации новые».

5) «Х встречает У» (Х) — достаточно незатейливый прием, когда повествование строится на объединении/пересечении двух (иногда и 3-4) «классических» (типовых) сюжетов. Представьте себе, например, что Золушка, убегая с бала, где-то там обо что-то споткнулась/укололась, и стала Спящей Красавицей. Принц с туфелькой ее повсюду разыскивает, а она где-то дрыхнет… Чем закончится история?

Несмотря на простоту, данный прием открывает большую свободу для построения самых разных сюжетных линий, в т.ч. и далеко «уходящих в сторону» от сюжетов, взятых за основу.

6) «Волшебство есть волшебство» (Аа) — или можно сформулировать так: «закон целостности волшебства на всем протяжении картины». Если в ней создается новый мир или особая реальность (что типично для таких в широком смысле жанров как фантастика и мистика), то необходимо дать правдоподобное для зрителей объяснение и логически связное описание этой реальности.

Ибо ничто так не раздражает, как непоследовательность, когда введенные в первой серии правила «волшебной реальности» с легкостью игнорируются или попросту забываются уже во второй серии… Подобные логические неувязки зритель еще может простить в описании реального мира, но при демонстрации мира фантастического — это смертельная ошибка!

Как лучше поступить? В начале повествования необходимо включить в сюжет своего рода «учебник», объясняющий правила функционирования особой реальности данного мира. Правила должны давать зрителю возможность логично объяснять действия персонажей, легко понимать «волшебные» причины и следствия происходящих событий. Периодически по ходу повествования имеет смысл иногда напоминать зрителю о законах этой особой реальности.

 

Главные герои мультсериала «Четверо в кубе» решили узнать, что находится за пределами Кубокосмоса и попали на нашу планету

 

7) «От идеализма к цинизму» (Ivc) — это авторская установка, которая определяет общий «градус гуманизма» текста. По сути дела, это авторский ответ на вопрос: «Что лучше всего решает основной конфликт сюжета — сила любви и дружбы, или пуля между глаз?». Данная установка почти всегда определяет и финал сюжета: будет он оптимистическим или пессимистическим.

Идеалистический полюс данной установки — это эмоциональный тон «все будет хорошо». Все больные вылечатся, все влюбленные встретятся, герой-одиночка прекратит войны, а все злодеи перевоспитаются. Добро побеждает, светлое будущее не за горами.

Полюс цинизма равен установке «все плохо, и будет еще хуже». Мир отвратителен; люди или наивные дураки, или моральные уроды, или беспринципные злодеи. Зло правит бал, и нет никакого просвета.

Гораздо интереснее персонаж/сюжетная линия, которые как маятник совершают постоянные колебания от идеализма к цинизму. Типаж «святой и грешный в одном флаконе».

8) «Статус Кво» (Sq) — в переводе с латыни означает «текущее (неизменное) положение дел». Этот прием идеально подходит для детских анимационных сериалов. Суть приема заключается в том, что к концу серии, несмотря на все произошедшие перипетии, сюжет (и главные персонажи) возвращается к некоему устойчивому положению дел. Что бы ни происходило, статус кво (окружающая обстановка, привычки и образ жизни главного героя, его отношения с другими персонажами, настроение и т.д.) останется неизменным.

«Статус кво» является удобным приемом при создании сериалов, в которых каждая серия — отдельная самостоятельная история. В данном случае «статус кво» является своего рода рамкой, позволяющей аудитории не «потерять» целостное восприятие главного героя — он остается одним и тем же, несмотря на то, что истории в каждой серии разные. Кроме того, «статус кво» является своего рода барьером, отделяющим одну серию от другой.

«Статус кво» обозначается в виде простых маркеров, которые обязательно размещаются в начале и конце серии. Например, у главного героя может быть любимая собака; серия может начинаться с того, как собака утром забавно будит его; а заканчивается серия тем, как он общается вечером с собакой, рассказывая ей свой рабочий день. Прием «статус кво» может быть использован с разной эмоциональной интонацией.

 

Лисичка из мультсериала «Ми-ми-мишки» усадит за парту даже космонавтов

 

9) «Зов приключений» (Cal) — способ ввода главного героя в сюжет, описывающий то, как главный герой должен «впрыгнуть» в сюжет, чтобы максимально заинтересовать зрителя.

Это мега-составной троп, включающий в себя целых 22 субтропа, который мы опишем в следующем материале.

10) «Путь искупления» (Rq) — суть приема заключается в том, что сквозной (и часто основной) сюжетной линией является исправление главным (второстепенным) героем своих (или чужих) «ошибок прошлого». Герой должен осуществить череду добрых дел, после выполнения которых он заработает «прощение».

Достаточно эффектный прием для боевиков и детективов, с помощью которого можно вывести сюжетную линию вставших на путь исправления негативных персонажей или даже антигероев. Для пущего драматизма «путь искупления» может завершаться трагически: например, «исправляющийся» персонаж во время кульминации или финала текста спасает жизнь главному герою, но при этом сам погибает.

Разновидностью «пути искупления» может быть «путь мести», что характерно для многих детективных сюжетов. Исправившийся злодей мстит своим бывшим подельникам, искупая тем самым свои прошлые грехи, и, может погибнуть в конце сюжета (в битве с главным антагонистом).

 

Второстепенный антагонист сериала «Сказочный патруль» Морок (Влад) побеждает Сирина (Повелителя) и получает королевское прощение

 

11) «Путь героя» (Hj) — очень мощный способ генерации сюжетов, заимствованный (полностью или частично) из мифологии. Желающим изучить героический путь в деталях рекомендуется к прочтению классический труд Джозефа Кемпбелла «Герой с тысячью лиц». Для «продвинутых» также по этой теме рекомендуется прочтение книг В.Я. Проппа и Е. Мелетинского.

В самом схематичном варианте «путь героя» состоит всего из трех больших этапов: Отправление (Герой покидает привычный мир), Инициация (Герой учится ориентироваться в неведомом мире приключений), Возвращение (Герой возвращается в привычный мир).

В расширенном «пути героя» может быть до 14 этапов. О них мы расскажем в следующих материалах цикла о конструировании анимационных историй.

12) «Спасение мира» (Stw) — старый как мир сюжетный драйвер. Основная сюжетная линия заключается в том, как главный герой спасает мир от реальной или фантастической угрозы. Сюжетная линия обычно состоит из ряда эпизодов, в которых угроза миру (несмотря на отчаянные попытки главного героя ее предотвратить) всё нарастает и нарастает, и лишь к концу повествования стремительно следует кульминация-развязка-финал.

«Спасение мира» очень хорошо сочетается с конфликтной структурой, так как суть подобных сюжетов — борьба как минимум двух сторон: тех, кто пытается погубить мир, и тех, кто пытается его спасти.

 

«Герои Энвелла» сражаются с Моргартом, который ищет способы выбраться из виртуального мира в реальность

 

13) «ОНИ борются с преступностью!» (Tfc) — сюжетный прием, суть которого заключается во введении в сюжет двух (реже 3-4) максимально контрастных главных героев. При этом между столь противоположными героями устанавливаются тесные, но противоречивые отношения «любви-ненависти».

Важным моментом также является общая задача, миссия, выполнить которую оба персонажа могут только совместными усилиями. Собственно, интрига такого сюжета заключается в том, передерутся ли персонажи друг с другом (и миссия будет провалена), или они придут к доверию и взаимопониманию (и победят).

Это классический прием детективных сюжетов, часто еще называемый «скованные одной цепью», или «партнеры поневоле». В качестве «партнеров поневоле» обычно выступают преступник и полицейский.

По сути, «ОНИ борются с преступностью!» — это прием, который как бы удваивает сюжетную линию. Кроме основной, поверхностной сюжетной линии (борьба с преступностью), добавляется ещё и линия развития отношений главных героев. При достаточно ярко прописанных характерах персонажей, «линия отношений» приобретает самостоятельную ценность.