Уроки анимации от создателя мультфильма «Клаус»

В рубрике «Иностранные СМИ об индустрии» мы публикуем тезисы статей и тьюториалов об анимации из англоязычных медиа. Наши коллеги комментируют материалы и делятся опытом работы в разных сферах мультипликации.

На этой неделе мы выбрали тьюториал «31 урок по тому, как стать лучшим аниматором», который был опубликован в онлайн-журнале о мультфильмах Cartoon Brew. В этой статье аниматор мультфильма «Клаус» Сэм Кабанак рассказал о производственных, технических и творческих инсайтах, которые пришли к нему во время работы над этим анимационным фильмом.

Публикуем первую часть его тьюториала.

Урок 1

Аниматор всегда работает для зрителя, и ему нужно следовать своей интуиции. Не надо бояться негативных отзывов о вашей работе. Анимируйте так, как чувствуете, вкладывайте душу, и это будет чувствоваться в ваших мультфильмах.

Урок 2

Прежде, чем браться за шот, изучите сюжетную арку персонажа, которого вам предстоит анимировать. В каждой из сцен мультфильма герой находится на определенной стадии развития своего характера. Аниматору важно знать, что происходит с персонажем на каждом этапе, чтобы выбрать верную манеру анимации (придать персонажу определенную пластику и эмоции).

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Анимация — это актерская игра на бумаге, поэтому она должна создаваться в контексте событий, происходящих с персонажем. Вам необходимо знать, что случается с героем до и после момента, над которым вы работаете. Розыгрыш сцены — это и есть творческая составляющая работы аниматора, а не само рисование, как кажется некоторым».

Урок 3

Аниматор должен быть отличным продавцом. Когда вы утверждаете шот у режиссёра, он уже на черновой стадии должен выглядеть многообещающе. Если вам надо объяснять коллегам, что происходит в сцене, значит, она еще требует доработки.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Не забывайте, что у режиссера может быть своё видение мультфильма, и последнее слово остаётся за ним. Наилучшее, на ваш взгляд, решение сцены может не совпадать с мнением режиссера, и с этим нужно считаться. А потому к работе лучше не привязываться, ведь в финальный монтаж она может и вовсе не попасть. Свою собственную версию шота всегда можно добавить в шоурил».

Версия сцены в видении аниматора
Версия сцены в видении аниматора
Версия сцены в видении режиссера
Версия сцены в видении режиссера

Урок 4

Обращайте внимание на язык тела персонажа. Мысли героя могут быть сфокусированы на чем-то одном, например, на чувстве долга, и только тело выражает его истинные чувства — страх, желание убежать, расположение к другому персонажу или же замкнутость.

Урок 5

В начале работы над сценой мы анимируем по наитию, и в голову могут приходить не лучшие идеи. Важно пробовать разные вариации одного и того же шота, хотя бы на уровне простых эскизов. В итоге вы выберете самый оригинальный или наиболее подходящий вариант для розыгрыша сцены.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Пробовать разные розыгрыши сцены при работе над ней — это естественная необходимость. Не всегда первые варианты оказываются плохими, иногда получается так, что изначальная версия была лучшей, и, чтобы это понять, приходится перебрать варианты похуже. Бывает довольно обидно, когда на не самый удачный розыгрыш были потрачены время и силы, особенно когда выясняется, что подходящая версия всё это время была перед глазами. И тем не менее, пробовать разные варианты необходимо, чтобы выбрать наиболее предпочтительный».

Урок 6

Когда анимируете персонажа впервые, попробуйте найти его базовую графичную форму (квадрат, овал, круг).

В данном случае базовая формы рыбки — овал
В данном случае базовая формы тюленя — овал

Урок 7

Слишком часто мы думаем только о том, что происходит на стадии анимации. Важно иметь в виду, что каждое решение, которое вы принимаете, будет влиять на весь рабочий пайплайн до и после вас. Пренебрегая своей работой, вы нарушаете весь процесс производства, и коллеги страдают от этого. Делайте все возможное ради себя и всей команды, которая старается ради проекта.

Урок 8

Зрители не любят персонажей, у которых все получается идеально. Безупречный герой, который всегда и все делает правильно, может очень быстро наскучить аудитории. Придайте индивидуальность и очарование вашему персонажу, заставив его бороться за что-то и прикладывать усилия. Тогда зрители смогут соотнести его с собой, и ваш герой мгновенно станет им симпатичен!

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Отмечу, что в большей степени характер персонажа и то, как он себя ведет и поступает, зависит от сценариста и режиссера, а не от аниматора».

Урок 9

Если вы хотите прокачаться в профессии, работайте усерднее. Если хотите анимировать конкретный кадр или сиквенс, попросите супервайзера распределить его вам. Если чувствуете, что у вас слишком высокая нагрузка, сообщите об этом коллегам. Прямой разговор о своих желаниях и нуждах легко дается одним людям и невероятно сложен для других. У всех есть свои жизненные и профессиональные трудности, но очень немногие люди действительно упорно работают, чтобы добиться успеха. Само по себе ничего не происходит, так что закатывайте рукава и вкалывайте!

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Но не переусердствуйте и грамотно распределяйте силы. Анимация — это трудоёмкая работа, а в случае производства сериала ещё и происходящая в сжатые сроки. Если „вкалывать“ без остановки, то очень велика вероятность перегореть, причём не только к конкретной сцене или проекту, но и к анимации в целом. Поэтому не забывайте отдыхать, переключаться, копить ресурсы, и тогда упорный труд точно даст результат, который вы хотели получить».

Урок 10

Шот высокого качества — это шот, где каждый отдельный рисунок является интересным и работает на привлечение зрителя. Чем больше вы флипуете в работе над сценой, то есть прокручиваете кадры вперёд-назад внутри шота, чтобы посмотреть, как они выглядят относительно друг друга, тем лучше вы видите потенциал сцены.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Кадры при флиповании могут выглядеть хорошо, однако тайминг может всё испортить. Поэтому не забывайте проигрывать и сцену тоже».

Урок 11

Большие и тяжелые предметы в кадре движутся с той же скоростью, что и маленькие. Но они требуют больше рисунков и кадров, чтобы эту скорость набрать.

Урок 12

Следуйте технике «БПГ», которая расшифровывается, как «Будь проще, глупышка». Зрители мультфильмов любят простые действия, четкие формы, обоснованное повествование.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«В колледже преподаватель по анимации научил нас похожему принципу: „Главная задача аниматора — максимально облегчить себе жизнь“».

Урок 13

Перед анимированием шота нужно хорошенько разогреться. Начинайте день с зарисовки небольших скетчей, даже если знаете персонажа, с которым работаете, наизусть. Воспринимайте такие упражнения как разминку перед физической нагрузкой. Перед тем, как приступить к анимированию, я делаю наброски в течении 20-30 минут, и мне это очень помогает.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«„Разрисоваться“ перед началом работы действительно очень полезно, причём даже не обязательно по теме самого проекта. И сравнение с разминкой перед физической нагрузкой тут более чем уместно. Такие зарисовки помогут сократить время, когда вы просто смотрите в монитор или на бумагу и „залипаете“. В своё время у нас на студии за час до работы аниматоры тоже собирались вместе и делали наброски, позируя друг для друга».

Урок 14

Анимируя персонажа, помните, что аудитория должна верить вашему герою, чувствовать связь с ним. Держите в уме, где в сюжете находится шот, над которым вы работаете. Это поможет убедиться, что вы не обманываете публику, показывая неверное поведение персонажа.

Урок 15

Часто люди тратят больше времени на поиск или изучение подобранных референсов, чем на саму анимацию. Здорово понимать, в каком направлении стоит двигаться, но не становитесь заложником референсов. Изучайте, создавайте новое, привнесите частицу себя в работу. Есть большая разница между тем, чтобы вдохновляться чем-то и копировать.

2D-аниматор мультсериала «Лео и Тиг» Татьяна Измайлова:

«Я заметила, что художники-аниматоры в плане работы с референсами бросаются из крайности в крайность. Одни говорят, что использовать референсы — это удел неумех, и всё надо рисовать „из головы“, другие утверждают, что референсы нужны абсолютно на всё. Разумеется, в реальности ни тот, ни другой подход невыполнимы и только задерживают работу. Я не вижу ничего постыдного в том, чтобы пользоваться референсами в работе и/или учиться по ним. Когда сроки поджимают (в работе над сериалом это особенно актуально), и нет времени полностью придумывать сцену, то почему бы не воспользоваться уже существующими примерами? Однако поиск и изучение нужных референсов занимает время, и когда его мало, остается вспоминать и работать по памяти. Референсы — это просто рабочий инструмент, и цели у него две — сделать сцену хорошо и вовремя».

Продолжение следует…