До премьеры
осталось:

Дмитрий Онищенко: Без супервайзера нет команды, но без команды нет супервайзера

Супервайзер студии «Паровоз» Дмитрий Онищенко участвует в таких проектах, как «Деревяшки», «Кошка Бяка и хороший мальчик», «Катя и Эф. Куда-угодно-дверь». Поговорили об особенностях работы супервайзером на производстве столь разнообразных проектов, о pipeline и командном духе.

В первую очередь хочется спросить у тебя, как ты пришел в профессию?

Этой профессии не обучают. У каждой студии свое трактование обязанностей супервайзера. Необходимо четкое понимание и разграничение функционала супервайзера и лид-артиста, ведь зачастую под функциями супервайзера понимаются, в том числе и функции лид-артиста. Лид-артист это специалист, который может работать самостоятельно, принимать участие в постановке задач, обучать сотрудников и помогать им в решении вопросов. Супервайзер — это по большей части менеджер. Он следит за сроками, определяет приоритеты поставленных задач. Также он отвечает за качество продукта, отслеживает работу команды. Супервайзер должен обладать опытом в одной или ряде специализаций, которые существуют в производстве анимационного кино.

Я начинал свой путь с моделлера, несколько лет занимался текстурингом, шейдингом, рендером, занимался созданием CG волос и меха, RnD. Мой путь — работа в разных специализациях на разных позициях продолжительное время.

Что означает быть супервайзером?

Дмитрий Онищенко • Супервазер pre-school проектов

Чтобы сделать хороший продукт, супервайзеру необходимо понимать как устроена вся производственная цепочка, нужно знать, как создается мультфильм с самого начала и до самого последнего этапа. Если ты работал в разных частях этой цепочки, то тебе будет легче. Ведь, если у тебя есть практический опыт, ты понимаешь работу не в теории. Ты это пробовал или делал, поэтому знаешь как взаимодействуют и работают отделы. Супервайзер — это человек с разнообразным опытом, практическим и теоретическим.

Ты преподаешь в Scream School. Почему именно эта платформа? Сейчас же существует столько разнообразных курсов.

Это уникальное образовательное учреждение, платформ такого формата больше нет. Оно было создано как ответ на нехватку специалистов в индустриях компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа. Есть как краткосрочные, так и долгосрочные программы для всех, кто хочет получить квалификацию в данных сферах. В этой школе я начинал преподавателем, потом стал куратором курса. Полагаю, что работа куратора чем-то схожа с работой супервайзера: я определяю цели и планы курса, выстраиваю структуру курса, подбираю преподавательский состав.

Анимационный сериал «Деревяшки»
Анимационный сериал «Деревяшки»

Говорят, что супервайзер должен быть лидером команды, гарантом ее целостности и эффективности, так ли это на практике?

Дмитрий Онищенко • Приём работы у художника

Безусловно, супервайзер должен обладать авторитетом, чтобы команда чувствовала себя единым целым. Чтобы команда понимала, что есть профессиональная поддержка от человека, который разбирается в производстве, и к нему можно обратиться с предложением или за советом.

С одной стороны, это профессионал, который действительно понимает свою работу и строит процесс эффективно. Это лидер, с которым можно вести проектную деятельность. С другой стороны, этот человек должен поддерживать слаженную работу команды, в которой каждый работник ощущает свою нужность и значимость своей работы для коллег. Быть супервайзером и означает создание этой целостности команды, чтобы команда знала, что мы одна сила, единое целое.

Самое важное в работе это команда и каждый отдельно взятый человек команды. Только это является гарантом качества продукта и выполнения сроков.

Как ты относишься к ошибкам в работе?

Я считаю, любой супервайзер должен быть немного психологом. Все мы живые люди и, помимо профессиональной жизни, у нас есть личная жизнь. У каждого человека бывают проблемы и нюансы в личной жизни и это может отражаться на работе. Плохое настроение, невыход на работу, невнимательность, лень — все это может быть обусловлено личными переживаниями. Важно это понимать и, прежде всего, инициировать разговор, выслушать и совместно найти решение.

Любой супервайзер к этому вопросу должен подходить рационально. Нужно поговорить с человеком, понять суть проблемы и выяснить причину допущенных ошибок. Это может быть как усталость, так и выгорание. Если мы понимаем, что проблема больше в профессиональных качествах, то мы даем ему второй шанс. Обозначаем проблему и обсуждаем план выхода из этой ситуации. Если человек не готов к изменениям — он перестает быть частью команды.

В моей работе были такие случаи. Не могу сказать, было ли это сложно или легко, к этому просто приходишь с опытом. Когда ты уже сам себе специалист, когда у тебя появляется команда, за которую ты отвечаешь, приходит понимание, что тебе нельзя на ком-то срываться, если что-то не работает или не идет так, как тебе того хотелось бы. Ни один механизм не будет всегда работать идеально, если какая-то из его шестеренок ломается, то ее ремонтируют. Поэтому я подхожу к разговору точно также: выясняю в чем проблема и пытаюсь ее решить.

Чем занимается супервайзер на этапах пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн?

Дмитрий Онищенко: Быть супервайзером значит понимать с чего начинается мультфильм и чем он заканчивается

В нашей студии супервайзер меньше всего занят на стадии пре-продакшн. При этом желательно участие супервайзера в определении сроков производства — и, как следствие, его стоимости. Автор идеи может придумать что-то сложное для реализации, поэтому супервайзер дает свои комментарии относительно сроков и возможностей команды. Супервайзеру нужно понять, как проект будет внедрен в pipeline студии (программно-ресурсная база, свод правил взаимодействия команды и отделов, из которых она состоит), как он туда вписывается, нужно ли внести какие-либо коррективы или модификации. Это нужно делать всегда. Начинается адаптация проекта под pipeline и наоборот.

Супервайзер максимально занят на стадиях продакшн и пост-продакшн. Когда проект запущен, супервайзер отвечает за то, чтобы продукт получался соответствующего уровня и сочетал в себе все пожелания заказчика. Он занимается решением проблем, которые возникают ежедневно:что-то сломалось, потерялось или реализация какого-то сложного производственного этапа невозможна без выполнения определенных критериев. В какие-то моменты проект проходит этапы эволюции, когда нужно оптимизировать подход к реализации тех или иных задач. Оптимизация производства это ежедневная задача супервайзера, его ежедневная рутина. Поэтому мы с командой в постоянном диалоге. Происходит ежедневный мониторинг рабочего процесса, чтобы работа была выполнена в четко поставленные сроки, а информация нигде не задерживалась. Все проблемы должны решаться оперативно. Производство это живой организм и мы смотрим как он работает, думаем над теми местами, где процесс замедляется: что можно оптимизировать, что можно придумать нового, чтобы работа была быстрее и эффективнее. Критериями оценки выступают постановка сроков и попадание в них. На данном этапе за качество, в основном, отвечает лид-артист, он отслеживает уровень выполнения работы. А я вместе с лид-артист смотрю уже на результат. Если мне что-то не нравится, я прежде всего говорю с лид-артистом, а он уже доносит информацию до команды.

Очень важным человеком в производстве является координатор. Он занимается ежедневной координацией всех отделов и всех людей, любых проблем и задач, которые существуют на данный момент. Это первая инстанция, куда обращается каждый человек, если у него есть проблема. То есть человек идет не к супервайзеру, а к координатору. Координатор является помощником супервайзера, именно он разбирает весь поступающий поток информации и решает куда и как ее передать. Многие вопросы решаются с координатором, и не обязательно сразу идти к супервайзеру.

На стадии пост-продакшн супервайзер контролирует качество продукта вместе с продюсером сериала, проверяет соответствие техническому заданию. Супервайзер просматривает материал, чтобы выявить ошибки. Если ошибок в серии нет, то он передается на канал, если есть существенные недочеты, то, конечно же, команда проекта старается внести изменения в кратчайшие сроки. Если это невозможно, то релиз откладывается.

Какое программное обеспечение ты выбираешь для работы?

Я считаю, что не стоит привязываться к какому-то определенному программному обеспечению. На каждой студии свои условия, свой pipeline. Программы являются инструментами в твоих руках, важнее понимать как работает сам процесс.

Что тебя вдохновляет на работу?

Мне кажется, я много об этом говорю. Я люблю работать в команде и не люблю работать на фрилансе. Меня мотивирует команда, особенно когда мы делаем вместе какой-то продукт, когда у нас получается, когда нам нравится результат работы, когда каждый доволен своей работой, когда ты видишь профессиональный рост коллег. Это радость за команду и за себя.

______________________________________________________________
Если вы хотите работать в студии «Паровоз», отправьте свое резюме на hr@parovoz.tv или через удобную форму в разделе вакансии.