Как ввести в сюжет главного героя мультфильма?
22 варианта дебютных ситуаций

В предыдущем материале цикла о конструировании анимационных историй, основанном на цитатах из книги Сергея Калинина о Периодической таблице сторителлинга Джеймса Харриса, мы рассказали о 13-ти сюжетных приемах мультипликационного сериала. Многовариантный троп «Зов приключений» (Cal) авторы таблицы представили как способ введения в повествование главного героя. Сегодня мы расскажем о нем подробнее.

Для начала напомним, что запечатленная в таблице Харриса и описанная в вышеуказанной книге коллекция уловок сторителлинга — результат коллективного творчества авторов портала TV Tropes. Сайт является открытым краудсорсинговым проектом, в котором собраны различные стилистические приемы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах и компьютерных играх.

 

ДЕБЮТ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Момент (ситуация, история, сцена) эффектного появления главного героя — крайне важная часть сюжета, имеющая ключевое значение для того, чтобы «продать» аудитории главное действующее лицо истории (привлечь его пристальное внимание, заинтриговать, заинтересовать, удивить и вызвать симпатию).

Появление главного героя в мультфильме должно быть как озарение, как любовь с первого взгляда. Если «искра» между зрителями и главным персонажем мультфильма появилась — это уже половина успеха всей истории.

ЗОВ ПРИКЛЮЧЕНИЙ, ИЛИ 22 ВАРИАНТА ДЕБЮТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Итак, как же добиться эффектного введения главного героя в сюжет? Создатели «Периодической таблицы сторителлинга» предлагают 22 варианта дебютных ситуаций появления героя:

1. «Отказ от приключений» — протагонист живет своей обычной жизнью до тех пор, пока не встречает кого-то, кто вовлечен в некий фантастический (авантюрный, детективный и т.п.) сюжет. Часто будущий Герой здесь еще ребенок; а в роли уже вовлеченного в сюжет человека выступает некая эталонная фигура (отец; какая-нибудь легендарная личность, кумир, волшебник и т.п.).

Волею судеб протагонист неоднократно сталкивается с этим персонажем и просит взять его с собой, желая принять участие в том, что происходит, однако получает отказ. Причем ситуация может повторяться неоднократно, и некоторое время сюжет может развиваться как бы «мимо» будущего главного героя. Но, в конце концов, вовлеченный персонаж берет протагониста себе на помощь и становится его Учителем, формируя Героя.

 

Обычная школьница Аленка, ничего не подозревающая о магической природе обитателей родного города, знакомится с тремя волшебницами — новенькими одноклассницами, только что прибывшими в Мышкин. Желая стать их подругой, сначала получает вежливый отказ (по причине их конспирации), но впоследствии спасает девочек от Тоски Зеленой, и становится членом «Сказочного патруля».

 

2. «Помехи на линии» — не все герои рождаются таковыми, многие ими становятся. Иногда, когда Избранный должен услышать свой Зов и стать Героем, возникают Помехи на линии. Возможно, герой еще плохо усвоил свою миссию или неправильно пользуется данным ему артефактом. В любом случае Зов достигает своего адресата, но не совсем правильным образом.

3. «Зов знает, где ты живешь» — для того, чтобы убедить Героя о неизбежности следования Зову приключений, может быть жестоко убита его семья, или его днем и ночью преследуют телефонные звонки, или он просто слышит голос, который никак нельзя заставить замолчать.

4. «Зов оставил тебе сообщение» — иногда Зов остается без ответа просто потому, что на него некому ответить. В таком случае Зов оставляет сообщение и ждет момента, когда на него ответит именно тот, кому он адресован (например, меч в камне из Средневековых сказаний).

5. «Зов попросил меня подождать» — в некоторых вымышленных мирах практически все персонажи обладают сверхъестественными способностями, кроме нашего Героя.

Вариантов несколько:

— Герой просто не созрел до получения своих способностей, он получит их, когда придет время. Но вызов ему уже брошен…;

— Герой никогда не получит своих способностей и ему придется смириться и научиться жить среди одаренных товарищей;

— Герой сможет легко обходиться и без способностей и станет крутым благодаря каким-то другим навыкам, которые он разовьет в себе сам, или ему их подарит судьба.

Версий может быть множество, но одна из самых распространенных — маг-недоучка (+ребенок = Гарри Поттер), который еще «не готов», но случайно ввязывается во вполне взрослое противостояние темных и светлых сил.

 

Главная героиня мультсериала «Сказочный патруль. Хроники чудес» Аленка не подозревает о своих магических способностях. Помогая своим подружкам-волшебницам, она рассчитывает только на свою озорную смекалку, но в конце концов обнаруживает, что владеет стихией огня. Магическую силу Аленки «распечатала» ее приемная бабушка и бывшая фея-крестная Людмила, которая, когда девочка была еще маленькой, ради ее безопасности спрятала огненную силу девочки в волшебную иглу.

 

6. «Сокрытие Зова» — Герой рад бы услышать Зов. Ради этого он готов на все, находится в зоне его приема, и ждет не дождется начала приключений. Но неожиданно осознает, что кто-то все это время удалял все сообщения за его спиной и всячески скрывал от него его истинное предназначение.

Это могут быть и заботливые родители, и возлюбленная героя, и его чересчур тревожные друзья, которые подозревают, что Зов может быть слишком опасным, а Герой не готов к его последствиям.

7. «Зона приема Зова» — иногда Зов настигает Героя только в определенном (предначертанном) месте, куда он попадает как бы волею случая и открывает свое истинное предназначение. Значительную часть сюжета в данном случае может составлять описание пути или поисков Зоны приема Зова.

8. «Влекомые идеей найти цель в жизни» — некоторые Герои с легкостью находят свое призвание в жизни, другие — не могут сразу понять, чем же им надо заняться, чтобы полностью реализовать себя и обрести покой и удовлетворенность жизнью.

Тогда эти, очень ищущие цель в жизни, персонажи цепляются за малейшую возможность, за любое предложение к действию, иногда даже за самое нелогичное и абсурдное. Сюжет строится как череда «проб и ошибок». Следует несколько попыток найти себя, при этом каждая из них приносит разочарование.

Но главный Герой не сдается до тех пор, пока не найдет Зов, который адресован именно ему.

 

Лео и Тиг, вдохновленные рассказом мудрого Мапы Пандиги, спешат добыть «шкуру» солнца, чтобы стать стать самыми сильными зверями в тайге. Боясь высоты, Тиг не верит в себя. Но ему предстоит узнать, в чем его истинная сила.

 

9. «Не знает о Зове» — персонаж не знает о Зове, как не знает и о том, что он главный Герой. При этом все окружающие признают его таковым. Он совершает добро не потому, что Герой, а потому, что привык поступать именно так и не видит в этом своей исключительности.

10. «Спасение из горящего дома» — например, персонаж видит по телевизору репортаж о горящем небоскребе, тут же бежит на помощь и спасает людей с самого верхнего этажа, куда не могли добраться пожарные. Так он осознает, что он наделен какими-то особыми качествами или сверхспособностями.

Такой сюжетный ход довольно типичен для первого акта любой супергеройской истории. То есть герою не приходится ни с кем сражаться, он просто спасает людей в беде. Понятное дело, что дело может происходить не только в горящем доме, но и в любой другой чрезвычайной ситуации.

11. «Забыл о Зове» — Герой получает чем-нибудь тяжелым по голове (или любой другой способ) и забывает о своем истинном предназначении. Возможно, он даже начинает новую, более простую жизнь, заводит друзей и живет беззаботно до тех пор, пока память к нему не вернется — случайно или (чаще) при неких критических обстоятельствах.

Излюбленный вариант приема «забыл о Зове» в боевиках и детективах — амнезия (временная потеря памяти). По мере развития сюжета, память постепенно (или внезапно) возвращается, и Герой обретает настоящую жизнь, осознавая свое настоящее призвание.

12. «Зов на быстром наборе» — итак, Герой принял Зов и с головой окунулся в пучину приключений. Но неожиданно что-то пошло не так: или злодей отнял у Героя его силы, или какие-то другие обстоятельства помешали Герою, но он перестал следовать своему Зову.

Что же делать? Хорошо, если у Героя имеется «Зов на быстром наборе» — некий способ, с помощью которого он всегда готов с легкостью вернуть свои силы или найти новые, чтобы следовать Зову.

Технически в качестве «быстрого набора» могут выступать особые способности, ситуации, предметы (артефакты) или влияние других персонажей (например, Учителя, любимого человека и т.д.).

Также этот троп применим в том случае, если Герой может в любой момент вернуться к нормальной, лишенной приключений жизни, однако, в случае необходимости выбора, он всегда выбирает следовать за Зовом.

13. «Я умираю, пожалуйста, возьми мой МакГаффин» — некий персонаж обладает МакГаффином, и, умирая, передает его главному Герою (героям), вместе с ним передавая и свою миссию. Таким образом МакГаффин передан, миссия возобновлена, Зов услышан.

Напомним, что термин MacGuffin предложен в 1935 г. гениальным Альфредом Хичкоком. Этот термин используется для обозначения любого мотивирующего элемента сюжета, который используется при разворачивании и развитии сюжета для того, чтобы ускорить его.

МакГаффином может быть абсолютно любая случайная вещь (предмет, человек, событие, идея; в классическом варианте Хичкока — первая пришедшая ему на ум шотландская фамилия). Он не всплывет далее по сюжету, он не объясняет концовки, вы можете даже его не увидеть (персонажи только упоминают о нем, нигде не поясняя, что же это такое).

Это может быть некая загадочная посылка / артефакт / супероружие / персонаж / место, до которого страстно пытаются добраться все участники истории. Как правило, сюжет истории, в которой содержится МакГаффин, можно охарактеризовать одной фразой: «Скорее! Мы должны найти Х быстрее, чем Они до него доберутся!». Жанрово это может быть все, что угодно — от комедии до триллера.

14. «Вскочил по первому Зову» — персонаж сначала не слышит Зов, а мечтает быть «нормальным», жить простой и незатейливой жизнью. Но потом он слышит Зов, принимает его, и становится Героем. Без сожалений о том, что мечты об обычной жизни не сбудутся, решив, что ему нравятся приключения, «вскакивая по первому их Зову».

 

Вот уже который год идет борьба между кланами двух суперзлодеев — Носорога Гегемона и Ядерной Мартышки. Ослепленные жаждой власти над миром, они превратили его в поле боя и, наверное, давно бы уничтожили… Если бы не Специальный отряд бесстрашных зверей («С.О.Б.Е.З.»), готовый спасать мир по первому зову!

 

15. «Пропустил Зов» — Избранный слышит Зов приключений, начинает сражаться со Злом, овладевает некими силами, привыкает к геройскому образу жизни. На протяжении нескольких серий у зрителей складывается впечатление, что это и есть настоящий Главный Герой.

И тут неожиданно Судьба перезванивает и извиняется: «Прости, мол, помнишь, я звонила раньше? Так вот, я перепутала номер, ты вообще-то не избранный, а настоящий избранный пропустил мой Зов».

Оказывается, что наш герой все это время выполнял чужую работу, однажды оказавшись не в том месте, не в то время, тогда как истинный Герой просто пропустил предназначавшийся ему Зов. Тут есть повод для того, чтобы разозлиться.

Из этого дебюта вырастает целый веер вариантов развития сюжета: от сравнительно простых «придется стать настоящим Героем, и доделать дело до конца!» или «вместе с настоящим Героем», до «противостояния настоящему Герою».

16. «Синяя или красная таблетка?» — во многих сериалах необычайные способности и подвиги Героя призваны спасти мир. Возможно, он оказался в параллельном измерении. Или узнал истинную сторону Маскарада, когда он понимает, что видимый мир — это на самом деле «Матрица».

И после того, как Герою открылась истинная суть вещей, Зов приключений звучит как предложение выбрать между синей и красной таблеткой. В одном случае Герой погрузится в волшебный мир приключений и никогда не сможет жить как раньше, в другом случае герой согласится забыть все о случившемся и продолжит свою обычную скучную жизнь.

17. «Не принимаю Зов» — иногда Герой, услышав Зов приключений, отказывается от него, пытается избежать его последствий и не желает ничего менять в жизни. До того момента, как придет понимание, что от судьбы не убежишь, Герой будет всячески прятаться от Зова.

18. «Зов не принимает тебя» — иногда случается так, что Герой сразу же слышит Зов, отвечает на него, поскольку полностью готов к приключениям, однако Зов говорит «извини, что-то ты нам не подходишь» и переключается на другого персонажа. Как правило, обиженная сторона переходит на сторону зла и начинает мстить тому, кто все-таки оказался достоин Зова. (В принципе, это очень близко варианту 14. «Пропустил Зов»).

19. «Зов на регулярной основе» — в некоторых приключенческих и прочих сериалах протагонисту, чтобы начать действовать, требуется Зов. (см. также п.10 «Зов на быстром наборе»).

Это классический пример «включения» главного героя в сюжет в детективных сериалах. Особенно, когда Герой как бы «отошел от дел, и больше ничего не расследует». В начале каждой серии необходим Зов в лице очередного уникального заказчика, имеющего какие-то оригинальные способы заставить действовать «ленивого» главного героя.

 

Арт, Кира, Фил и Вик — самые крутые геймеры в школе — находят необычный ноутбук, который оказывается порталом в мир игры «Герои Энвелла». Подчиняясь геймерскому зову, герои не сразу понимают всю степень опасности, которой игра грозит реальному миру.

 

20. «Подчиниться Зову» — не всегда реакция Героя на Зов однозначна. Некоторые Герои радостно вскакивают по первому Зову, некоторые отказываются и пытаются скрыться от Зова. Однако некоторые опытные, бывалые Герои просто подчиняются Зову («Вы не можете поручить это никому другому, правда? И мне все равно придется это сделать, да? Ну ладно, что уж, давайте просто покончим с этим»).

В прием может быть добавлена «изюминка». Зов вдруг оказывается чем-то совсем не тем, чем он кажется на первый взгляд. Опытный Герой неожиданно обнаруживает, что поставленная ему «простая задача» вовсе не так уж и проста.

21. «Возьми мой меч» — Герой доблестно сражается со Злом и… погибает. Погодите, а как это вообще возможно? Ведь это значит, что конец совсем не счастливый и зло победило! Но тут на сцене появляется молодой и неопытный Герой, который поднимает меч поверженного Героя и идет на сражение со Злом. Иногда это может происходить в середине, а иногда в начале сюжета.

22. «Ты на распутье» — Герой предстает перед аудиторией в ситуации выбора, ему приходится выбирать между двумя взаимоисключающими опциями: будь то выбор между добром и злом или более простой выбор между тем, какую магию он получит — огненную или ледяную. Как правило, данный выбор навсегда определяет судьбу Героя и, единожды совершенный, не может быть изменен.

Вот, собственно, и все 22 дебютные ситуации, предложенные авторами Периодической таблицы сторителлинга, с помощью которых можно ввести Главного Героя в сюжет анимационного фильма. Конечно, в большей степени эти ситуации пригодны для приключенческих жанров, но, после некоторой доработки, они могут быть использованы и в мультфильмах других жанров.