Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?
Советы художника-постановщика мультсериала «Герои Энвелла»

Сергей Моисеев

Как художнику понять героя? Какие вопросы он должен задать режиссеру перед стартом работы над дизайном персонажа? С чего начать? Мы стремимся быть полезными нашим читателям и рассказывать о профессиональных тонкостях работы в анимации. И решили открыть новую рубрику — «Профессиональные лайфхаки». Сегодня мы поделимся советами художника-постановщика мультсериала «Герои Энвелла» Сергея Моисеева.

Любую историю делают интересной прежде всего жители, которые ее населяют. Столкновение характеров и мотивов разных персонажей рождает интригу всего повествования. От правильного выбора типажа героя, определения его амплуа зависит успех всего проекта. Поэтому концепт-художнику к идеям режиссера нужно подходить очень вдумчиво. Прежде всего важно понять характер персонажа, дизайн которого нужно разработать.

До написания сценария любого мультфильма в анимационной студии «Паровоз» пишут так называемую Библию: автор, сценарист и режиссер описывают персонажей, их бэкграунд и характер. В ней указываются не только характеристики персонажей, но и их поведенческие атрибуты.

изучения Библии проектаПосле изучения Библии проекта, концепт-художнику значительно проще понять будущего героя. Но иногда этого недостаточно. В таком случае приходится лезть автору в голову, хочет он того или нет. В начале архиважно увидеть силуэт будущего персонажа; почувствовать, как он будет выглядеть в целом, без деталей. Как будто мы пытаемся посмотреть на него против света. После, к сложившейся форме прибавить крупными мазками лицо, руки, одежду. Далее посмотреть на него в «расфокусе».

Только после этого можно браться за мелкие детали. Они должны быть хорошо видны, и их не должно быть слишком много. Начать хорошо с основных — тех, что придают уникальность. Это может быть все, что угодно — от формы лица до родинки. Звучит просто, но это не все.

помещаем персонажа в мир

Теперь помещаем персонажа в мир, в котором он будет жить. Пока он состоит из грубых мазков цвета и формы. Но, с появлением нового жильца, мир начинает обретать четкость. Герой как бы обживает его, входя с ним во взаимодействие. Мир тоже влияет на персонажа, придавая ему цвет, свет и точку опоры.

Когда мир и персонаж окончательно подружатся, можно считать, что большая часть работы завершена. Теперь нужно все почистить, убрать оставшиеся шероховатости. И — вуаля! — персонаж готов рассказывать нашу историю.

Работа концепт-художника похожа на актерский труд. Главное здесь — почувствовать суть, вжиться в персонажа; передать идею режиссера, усилив яркие нюансы. Чтобы прийти к этому, силуэт персонажа нужно «нащупать», протянуть к нему руку. Эскизы — очень важный и личный процесс концептинга. В них художник старается визуализировать свой внутренний мир, фантазию. В этих невнятных черточках скрыта сама суть персонажа, часто понятная только автору. За самыми успешными и красивыми работами зачастую стоит невзрачный набросок на салфетке. После эскиза остается «самое простое» — раскрыть через изобразительное искусство все невидимое, что в нем скрыто.

Если говорить о пропорциях персонажа, их выбор в анимации зависит от большого количества факторов. Это может быть и упрощение в угоду легкости восприятия, например, детского. Может — для преувеличения эмоций, в угоду яркого характера, уникальности.

придаем персонажу определенную форму

Добрым или злым персонажа делает его характер. Самый простой способ его обозначить — придать персонажу определенную форму. Например, заострить, наделить острыми углами или изобразить в мрачных тонах, чтобы он казался опаснее. Добрый герой приемлет круглые формы и светлые тона.

Анимация в первую очередь существует для того, чтобы показать несуществующее: вымышленный мир, полет фантазии. Для всего остального есть кино.

После рождения персонажа эстафету у концепт-художника перенимают моделлеры, риггеры и другие аниматоры. На производстве мультсериала «Герои Энвелла» работали около 50-ти специалистов.


В анимации, кинематографе и литературе существует множество типажей героев, часто используемых авторами в тех или иных историях. Периодическая таблица сторителлинга, разработанная дизайнером Джеймсом Харрисом в 2014-м году, помимо прочих элементов, заявляет о 21-м типаже персонажей.

Периодическая таблица сторителлинга

 

  1. Классический главный герой (H) — лидер, которого уважают и любят. Наделён множеством ценных качеств: высоким ростом, орлиным взором, необычайной красотой, интеллектом, физической силой и прочими выдающимися характеристиками.

  2. Антигерой (Ah) — асоциальный и странный тип. Несмотря на внешнюю непривлекательность, в критических ситуациях ведёт себя исключительно правильно, совершает необходимые подвиги, и добро всё равно торжествует.

  3. Герой-идиот (Ih)— чудак и аутсайдер. Странный, внешне отличается от других «нормальных» людей. Чаще всего добряк, терпящий непонимание и унижение со стороны других людей. В финале сюжета герою-идиоту чаще всего «везёт» и все его злоключения заканчиваются хорошо.

  4. Группа из пяти персонажей (5ma) — это своего рода «максимальный набор» эдаких альтер-эго («вторых Я») главного героя. Все пять (или менее) персонажей — как бы совокупный главный герой. Это единая команда, которая совместно движется по сюжету, совместно реагирует на возникающие перипетии; при этом взаимодействие между членами команды добавляет драматизма, и усиливает динамику сюжета. Такая группа персонажей встречается в мультсериале «Сказочный патруль», произведенном студией «Паровоз». Типичные представители группы: Главный герой, Союзник (L), Умник (S), Верзила (B), Барышня (Ch). Но качественные характеристики персонажей группы могут сильно видоизменяться.

  5. Ботаник-плохиш (Bbw) — зеркальный вариант «гениального верзилы». При всей своей заурядной внешности и хилости, в критической ситуации проявляет чудеса выносливости, ловкости, а иногда и физической силы. В серьёзных разборках оказывается неожиданно смертоносным персонажем.

  6. Ребенок−герой (Kh) — разновидность супергероя, только в возрасте до 18 лет. Любимый типаж главных героев мультфильмов студии «Паровоз».

  7. Коварный герой (Gh)— положительный персонаж, который действует как политик, манипулирующий отрицательными персонажами. Вместо мечей и пушек он использует свое обаяние, интеллект, хитрость и тонкое знание человеческой натуры.

  8. Трагический герой (Th) — классический образ персонажа с фатальным изъяном, который, как бы ни старался, не сможет достичь своей высокой цели, от чего страдает еще больше. Может быть как положительным, так и отрицательным героем.

  9. Рыцарь (Kni) — благородный, позитивный и правильный во всех отношениях, непримиримый борец со Злом.

  10. Избранный (Neo) — герой с масштабной миссией (спасти страну, человечество, весь мир). Обычно наделён не только ответственностью, но и соответствующими талантами, позволяющими ему сделать это.

  11. Крутая девчонка (Ag) — девочка-пацанка, которая периодически спасает провальные миссии своих товарищей.

  12. Отважная девчонка (Pg) — в отличие от персонажа «крутой девчонки», это, скорее, женственный персонаж. Побеждает не всегда, но проявляет чудеса оптимизма в экстремально трудных ситуациях. Судьба может побить ее, но не сломать.

  13. Супергерой (Sh) — как правило, сверхчеловек, одетый в броский костюм (может, и в маску), ведущий двойную жизнь и борющийся со злом. Его основной целью является победа над неким сверхзлодеем и, конечно же, спасение мира.

  14. Гениальный верзила (Gb) — здоровенный парниша, который неожиданно оказывается еще и гением. Полная противоположность «тупой горе мускулов», у этого парня есть не только мускулы и тяжелые кулаки, но и светлый ум.

  15. Детерминатор (Det) — персонаж, который, независимо от того, мужчина он или женщина, хороший он или плохой, никогда не сдается. Для детерминатора нет разницы между «настойчивостью» и «безумием».

  16. Отважный репортер — журналист, который идет и находит потрясающие истории, не дожидаясь, пока они сами придут к нему.

  17. Формальный пацифист — убивает людей в зависимости от своих принципов и от ситуации. Если у него будет выбор между убийством и неубийством злодея, то он всегда сохранит ему жизнь.

  18. Ас — не может являться главным героем, он может появиться в одном эпизоде, для того чтобы поддержать, или, напротив, низвергнуть зазнавшегося героя. Это может быть Учитель героя, его кумир или просто некто легендарный, достигший высшего мастерства.

  19. Капитан — тот, кто всегда в ответе за других. Лидер, организатор; человек невысокого ранга, ответственный за судьбы людей.

  20. Стрелок — типовой главный герой для всех «силовых» жанров. Специалист по борьбе с плохими парнями.

  21. Приключенческий археолог — его деятельность практически не имеет ничего общего с настоящей археологией, а ее методы кажутся современной науке варварскими и неуместными. Он проникает в ушедшие под землю следы древних цивилизаций, древние храмы и руины в поисках сокровищ, артефактов, утраченных технологий, замурованного зла, после чего начинается главный экшен.


Итак, художник по персонажам начинает свою работу с поиска визуального образа героя, в набросках и эскизах отражает его характер, разрабатывает «схему построения» персонажа, а также производит финальную отрисовку по утвержденному концепту. Затем он создает характерные позы героя, особенности, эмоции, отдельные сцены и т.д. Также может разрабатывать антураж анимационного мира.

Необходимые навыки и качества художника по персонажам:

  • Основы живописи и рисунка, колористики, композиции, перспективы
  • Развитая фантазия, воображение
  • Анатомия человека и животных
  • Основы режиссуры и сценария
  • Принципы психологии восприятия визуальной информации
  • Понимание основ сторибординга
  • Понимание законов анимации
  • Создание образа через конструкцию персонажа, движение и мимику
  • Работа разными художественными и живописными материалами и техниками
  • Свободное умение рисовать от руки/на планшете
  • Уверенное владение растровыми и векторными графическими редакторами (Adobe CC, QuarkXPress‚ CorelDraw, SketchApp и т.д.)
  • Коллажирование
  • Работа в разных стилях
  • Профессиональная коммуникация
  • Тайм-менеджмент, рациональная организация рабочего процесса
  • Многозадачность, умение вести несколько проектов параллельно
  • Внимание к деталям
  • Ответственность за результат
  • Саморазвитие, повышение своего профессионального уровня