Три эпизода из истории анимации

28 октября отмечается замечательный праздник — Международный день анимации! Современная анимация — обширное понятие — это мультфильмы для малышей и визуальные эффекты в кино, авторские работы и полнометражные анимационные фильмы, компьютерные игры и мобильные приложения. Можно смело сказать, что сегодня есть мультсериалы и мультфильмы на любой вкус и для любой аудитории, а множество мультяшных героев навсегда вошло в нашу историю и культуру. Если вы любите мультфильмы, компьютерные игры, зрелищные блокбастеры, то вам будет интересно вспомнить о трех важных датах в истории анимации.

«Светящиеся пантомимы»

Для начала нам надо перенестись на 126 лет назад и оказаться в зале «Кабинета фантастики» музея Гревен в Париже. 28 октября 1892 года Эмиль Рейно, французский изобретатель и художник, продемонстрировал «светящиеся пантомимы» — движущиеся изображения, прообраз современных мультфильмов. Изумленная публика с восторгом встретила первые мультфильмы.

Еще в 1877 году, Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп — прибор, который позволял объединять последовательность рисунков в плавное движение. Он постоянно совершенствовал свою разработку и в 1888 запатентовал еще одно изобретение — оптический театр — прибор для трансляции фильмов. «Светящиеся пантомимы» представляли собой сюжеты по 15 — 20 минут, каждый из которых состоял из примерно 500 изображений. Интересно, что Рейно сам рисовал свои мультфильмы и сам сочинял к ним музыку. Он первым отделил персонажей от фона и начал рисовал их отдельно. Эмиль Рейно создал множество мультфильмов, а в 1893 — 1894 он продемонстрировал публике свой шедевр — «Вокруг кабинки».

https://www.youtube.com/watch?v=9LmWQoyDPuE

«Светящиеся пантомимы» Эмиля Рейно появились за три года до рождения кинематографа, таким образом, анимация появилась раньше, чем кино, тем не менее появление кинематографа полностью затмило «светящиеся пантомимы». Дело в том, что фильмы Рейно оказались более сложными и дорогостоящими, они не могли конкурировать с кинофильмами. Раздавленный горем Рейно уничтожил свои уникальные изобретение и утопил их вместе с многочисленными фильмами в Сене, а публика надолго забыла его оптический театр и «светящиеся пантомимы». Но, история ставит все на свои места, вклад Эмиля Рейно в развитие современной мультипликации невозможно переоценить. Именно в честь 110-летия первой публичной демонстрации Эмилем Рено «светящихся пантомим» «Международная ассоциация анимационного кино» в 2002 году учредила Международный день анимации.

«Светящиеся пантомимы» Эмиля Рейно
«Светящиеся пантомимы» Эмиля Рейно

Дрессированные насекомые

Следующая наша остановка — 8 апреля 1912 года. В этот день в Москве состоялась премьера кукольного фильма Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Это был просто потрясающий успех! Банальный мелодраматический сюжет на экране разыгрывали насекомые — публика была восхищена и шокирована. Никто не мог понять, каким образом режиссеру фильма удалось так потрясающе надрессировать насекомых. Лондонская газета Evening post писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…». Надо сказать, что тайна кукол Старевича так и осталась в какой-то степени тайной, во времена своей популярности гениальный режиссер не хотел ею делиться, а потом, никто особенно и не интересовался.

У Владислава Старевича было две главные страсти — энтомология и фотография. Это удивительно, но всю работу от изготовления кукол до видеосъемки Старевич делал один. Он создал множество знаменитых мультфильмов, среди которых самый знаменитый — «Стрекоза и муравей» 1913 года. «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» — так о Владиславе Старевиче говорил Уолт Дисней. Кстати, после эмиграции Старевича за рубеж, американцы предлагали ему создать собственную студию, но Владислав отказался. Возможно, из-за желания все делать в одиночку, возможно, из-за недоверия к какому-либо правительству.

Одной из главных работ Владислава Старевича стал первый в истории кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис» по мотивам романа Гете. Старевич начал работать над ним в 1926 году, но к моменту выхода фильма кино стало звуковым, и картину пришлось полностью переделывать. Фильм удалось озвучить только спустя восемь лет на деньги гитлеровского правительства, немцы были заинтересованы в экранизации знаменитого произведения Гете. Этот факт сильно повлиял на судьбу фильма — после окончания войны он был запрещен. Это был тяжелый удар для Старевича, ведь он в одиночку работал над полнометражной картиной, в которой было около 200 персонажей. После этого его популярность стала уменьшаться, у него не было учеников или приемников, о нем постепенно забыли, а уникальная коллекция кукол была фактически утеряна. Несмотря на то, что фильмы Владислава Старевича изменили всю историю анимации, его история тоже закончилась довольно трагически.

Самый знаменитый мышонок в мире

Теперь мы отправляемся в 1928 год, у нас есть возможность присутствовать при появлении Микки Мауса — одного из самых знаменитых персонажей в истории анимации. «Я никогда не забуду, что мышь сделала меня тем, кто я есть сейчас» — говорил Уолт Дисней. 18 ноября 1928 года в Нью-Йорке состоялся показ мультфильма «Пароходик Вилли» — одного из первых звуковых фильмов, главным героем которого был Микки Маус. Этого было не первое появление знаменитой мыши в кино, зрители познакомились с Микки примерно за год до этого, в мультфильме «Безумный самолёт». Мышонок был придуман для замены кролику Освальду, с которым у Диснея возникли проблемы с правами. Микки нарисовал художник Аб Айверкс, он рассказывал, что рисовал разных зверюшек — котенка, лягушонка и щенка, но Уолт Дисней выбрал именно мышонка. Возможно, на его выбор повлиял тот факт, что на студии, которую он тогда снимал в Канзас-сити было множество мышей. Уолт Диней говорил, что «попытался приручить одного из них». Интересно, что до 1947 года Дисней сам озвучивал мышонка. Кстати, а вы знали, что он с детства боялся мышей?

Успех ждал не только рисованного мышонка и его друзей, но, конечно, их создателей. Каждый из нас знает прекрасные мультфильмы студии «Walt Disney Productions». Уолт Дисней создал первый цветной мультфильм — «Цветы и деревья», а также первый полнометражный мультфильм — «Белоснежка и семь гномов». Как режиссер Дисней снял более 111 фильмов, а спродюсировал более 500, ему принадлежит абсолютный рекорд по числу статуэток «Оскар» — заслуги Уолта Диснея были отмечены 26 «Оскарами». «Walt Disney Productions» сегодня одна из крупнейших студий мира, владеющая парками развлечений и сетями телерадиовещания.

Мало кто знает, что главная улица Диснейленда повторяет главную улицу города Марслайн штата Миссури, где жил маленький Уолтер. Его детство не было радужным: каждое утро Уолтер вставал в 04.30 и вместе с братом отправлялся разносить газеты, затем шел в школу, а потом снова разносил газеты, отец, который был суровым человеком, часто бил его, иногда мальчик так сильно уставал, что засыпал на уроках. Но прототипу той самой улицы из детства Диснея сегодня ходят гости Диснейленда. Может быть, таким образом гениальный художник, режиссер и продюсер превратил свои тяжелые детские воспоминания в сказку для миллионов посетителей парка развлечений?

Эмиль Рейно, Владислав Старевич, Уолт Дисней — каждый из них создал свой мир, поделился с нами своим талантом. Анимация появилась более 130 лет назад, и множество гениальных изобретателей и теоретиков, режиссеров, художников, продюсеров и сценаристов оказало влияние на ее развитие, сегодня оно только набирает обороты. Увидим, что будет дальше.

С Международным днем анимации!