Михаил Шевцов – моделер, риггер и текстурщик в нашей студии. А в недалеком прошлом — музыкант, программист, аспирант и школьный учитель физики. Поговорили о том, как пригодился багаж из предыдущих профессий, о любви к учебе и о том, как рождение сына повлияло на решение создавать мультфильмы.
Миша, услышав от тебя очередную историю, складывается впечатление, что ты прожил немало жизней, причем параллельных. За плечами успешный опыт в нескольких профессиях, и вот ты уже добиваешься успехов в сфере анимации… Вернемся к началу?
Работать я начал достаточно рано, еще в школе. Мне нужны были деньги на гитару, и я пошел работать курьером. Мне было 15 или 16 лет. Гитару я купил, пошел в музыкальную школу и через полгода меня пригласили играть в оркестре эстрадно-джазового отделения. Еще через полгода меня пригласили в джаз-бэнд, где играли все наши педагоги. Так у меня было два джаз-бэнда. Первый — в детской музыкальной школе имени Моцарта, а второй — Митинский джаз-бэнд. Оба были под руководством Кузнецова Бориса Дмитриевича — легенды советского джаза. Мой преподаватель по гитаре — Шуранов Сергей Николаевич, тоже известный мастер. У обоих были интересные методики преподавания. Никаких книжек, только непосредственное наблюдение за конкретным учеником. Исходя из способностей ученика и уже наработанного им багажа, учителя находили правильный момент, чтобы дать новый толчок его развитию. Здесь было не так много теории, только практика. Теория, в основном, отдавалась для самостоятельного изучения.
Борис Дмитриевич как-то сказал: «Хороший учитель может лишь научить учиться». И в этом я вижу большой смысл. Ведь в конечном итоге на инструменте играют твои пальцы, а не пальцы педагога. Педагог сможет сыграть, но его задача — зажечь тебя, дать толчок к развитию. Вся дальнейшая работа будет уже твоей.
Судя по всему, ты любишь работать над собой. Сейчас ты совместил в своей деятельности программирование, знание анатомии и художественное чутье.
Обычно людей делят на две категории: есть гуманитарии и есть технари. Я этот подход не разделяю, поскольку всегда любил как цифры, так и музыку. Во мне эти две сущности все время борются и пытаются договориться друг с другом. Поэтому для меня выбор профессии всегда был под вопросом. Поиск гармонии, буйства чувств, которые есть в музыке, есть и в теоретической физике. Или, если посмотреть на музыку, как на алгоритм, то становится очевидно, что она строится по определенным законам. Если всегда следовать им, будем приходить к шаблонным решениям. Если же нарушать эти законы, можно получить нечто новое, неповторимое. Кто-то назовет это хаосом и набором звуков, а кто-то новым течением в музыке. Так было со многими жанрами. А физика, в свою очередь, в первозданном ее понимании, занимается тем, что изучает мир вокруг нас, пытается найти закономерности в его неповторимости и неопределенности. Она пытается найти гармонию в том хаосе, который представляется нам на первый взгляд, пытается описать природу, укротить ее, если можно так выразится.
Творчество есть в любой профессии. В том же программировании — оно не такое уж и скучное, как как многие считают. Если посмотреть на код, можно увидеть много красивого в его структуре. Это целый мир!
Какой путь ты определил для себя после выпуска из школы?
Я понимал, что музыкальное училище приведет меня в военный оркестр. Поэтому выбрал технический колледж («Московский Промышленный Колледж») с возможностью отсрочки, специальность — «Автоматизированные системы управления». Выучился на техника, музыку на тот момент пришлось отодвинуть на второй план. Ушел в технические дисциплины, по окончанию колледжа устроился в налоговую инспекцию. Поначалу работал налоговым инспектором, потом перебрался там же в отдел информационных технологий, системным администратором. Параллельно работая в налоговой, поступил в Российский Новый Университет на специальность «Информационные системы и компьютерные технологии в телекоммуникациях», доучился до инженера. Перебрался в этом качестве в страховую компанию, в качестве рядового инженера ИТ-департамента. Это был целый ИТ-город. Музыка в моей жизни отошла уже совсем далеко.
Но интерес к индустрии развлечений не отпускал. Он был во мне всегда. В детстве я изобретал игрушки и рисовал комиксы по мотивам известных историй и своих собственных. Всегда понимал, что нужно художественное или близкое к тому образование.
После страховой компании я работал консалтинговой компании, в создании которой принимал непосредственное участие. Параллельно учился в аспирантуре в том же «Российском Новом Университете». Именно тогда технические науки покорили меня, особенно физика и прикладная математика. Сидя на работе, я смотрел на все эти бумаги, костюмы, офисную суету и понимал, что нахожусь не на своем месте. На тот момент я хотел посвятить себя именно теоретической физике. Она меня поглотила. Мы поговорили с моим коллегой (с которым начинали) и я ушел. Хорошие отношения у нас с ним до сих пор.
В аспирантуре у меня была специальность под кодом 05.13.18 — код помню до сих пор — это мои счастливые числа. Специальность называлась «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». Тема диссертации «Возбуждение электромагнитных волн в метаматериалах. Правда диссертацию я не дописал — на последних курсах мне предложили почитать лекции в колледже, который находится при моем университете и несколько часов в неделю в самом ВУЗе, параллельно я уже работал в школе — меня пригласили в школу заместителем директора по информационным технологиям. Сначала я занимался там технической частью, связанной с ремонтом, эксплуатацией и закупкой компьютерной техникой, повышением компьютерной грамотности у педсостава, сайтом школы. А потом узнали, что я «увлекаюсь» физикой, и вот уже через год я преподавал физику и астрономию, причем по астрономии курс был авторский. На тот момент мне было 26 или 27 лет. Я преподавал в школе три года.
Налоговая, страховая, ВУЗ, школа — ты видел очень много разных людей.
Да, и я считаю, что для тех, кто создает мультфильмы, опыт всестороннего наблюдения за очень разными людьми важен. Но, думаю, это будет не лишнем везде.
Ты производишь впечатление человека, который знает или как минимум чувствует, что ему нужно. А было ли то, что останавливало тебя идти в «Паровоз»?
Да, наличие здесь легенд со стажем работы по десять-пятнадцать лет, со специальным образованием и со всевозможными регалиями — на самом деле это внушало сомнения и неуверенность. Ведь я самоучка, а тут столпы анимации. Был страх, получится или нет. Отсутствие профильного образования меня заставляло сомневаться еще больше в себе. Каждый раз меняя профессию, я пролистывал вакансии, связанные с 3Д или смотрел на чьи-то работы, и понимал, что я хочу туда, но пока не могу. Я только мечтал делать то, что делаю сейчас.
Что произошло такого, что ты пришел в «Паровоз»?
Рождение сына. Это случилось около двух лет назад. Я понял, что пора оставить поиски, все эти приключения, и заниматься тем, чем всегда хотел. Для меня это сказка — попасть сюда, в студию «Паровоз».
Чем ты занимаешься сейчас в «Паровозе»?
В качестве моделлера я делаю 3D-модели на основе концептов от 2D-художников. Потом я эти модели раскрашиваю, если можно так выразиться. Далее происходит риг или сетап. Какой-то базовый набор навыков по ригу, моделям и текстуре у меня уже был на момент прихода в «Паровоз». Изучать все это я начал в период преподавания в школе. Смотрел видеоролики на YouTube. Сейчас, конечно, разница между тем, что я знал тогда и тем, что знаю сейчас, колоссальная. Профессиональная среда помогает, здесь гораздо быстрее начинаешь разбираться во всем.
Но я прекрасно понимаю, что те, знания, которыми я обладаю сейчас — это лишь начало пути.
Какими программами должен владеть специалист твоего уровня?
Для моделлера минимум это Zbrush, дальше все зависит от вкусов и конкретной студии. Можно работать в Maya, 3DSMax, Blender, XSI, Fusion360, MODO… Программ, где представлены хорошие инструменты для моделирования огромное количество, и каждая подходит для выполнения разных задач, с разной степенью сложности. Идеального пакета, пожалуй, не существует. Если ты владеешь программированием, то можешь сам себе писать инструменты.
Хорошие программы для текстурирования — Mari, Substance painter, иногда достаточно Photoshop.
На каких проектах ты работал и работаешь здесь?
Я начинал как моделлер на проекте «Ми-ми-мишки». Продолжал моделлером на проекте «Лео и Тиг». Сейчас я занимаюсь текстурами, моделями и ригом на проектах «Деревяшки» и «Кошка Бяка и хороший мальчик».
Есть любимцы?
Это не будет подхалимством — все мультфильмы любимые. Каждый из них самобытный и интересный по-своему. Я смотрю почти все наши мультфильмы вместе со своим сыном и женой, и это взгляд на них под новым углом. Это совсем другие эмоции и впечатления. Видя, как их смотрит мой сын, я понимаю, что все это действительно достойные продукты, сделанные для любой аудитории, не только, для целевой. Каждый может найти в этих мультфильмах что-то для себя.
Я пришел в «Паровоз» месяц спустя после рождения сына. Мы с ним растем вместе. Все, что я делаю на студии «Паровоз», я посвящаю сыну и жене.
Что ты посоветуешь тем, кто делает первый шаги в сфере анимационного производства?
Если ты понимаешь, что тебе это интересно и ты хочешь этим заниматься — приходи на студию и работай бесплатно, если студия предлагает такую возможность. Смотри, как работают мастера, не бойся задавать вопросы.
Можно пойти на какие-то курсы, если есть деньги. Но курсы по компьютерной графике довольно дорогие.
С одной стороны, хорошо работать одному, так ты станешь более самостоятельным, но с другой стороны, немаловажен присмотр более опытных людей. Так ты не совершишь большого количества ошибок, твой путь будет более ровным. Я бы не советовал учиться по видео с Youtube — большинство уроков выложены любителями, поэтому по-настоящему ценный совет найти там сложно, но можно.
В любом случае, главное — иметь цель, по-настоящему жить этим, не обманывать себя, все остальное придет.
____________________________________________________________
Если вы хотите работать в студии «Паровоз», отправьте свое резюме на hr@parovoz.tv или через форму обратной связи в разделе вакансии на сайте.