Михаил Медведев: Моя задача — выстроить внятную и красивую историю в каждой серии

Как раскрывать сюжет за несколько кадров и почему инопланетным кубикам так важно держаться вместе, расскажет выпускающий режиссер мультсериала «Четверо в кубе».

ПРЕЗИДЕНТ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ 3D MAX

В детстве я хотел стать президентом (смеется). На самом деле я заинтересовался анимацией, когда в школе друг показал мне программку 3D Max. Тогда я решил разобраться в программе самостоятельно — методом «научного тыка». Пытался повторять заставки из компьютерных игр. Впоследствии, после окончания технологического института я пошел «учиться рисовать» и параллельно принимал участие в создании компьютерных игр, как моделлер. Освоение таких программ как Adobe After Effects или Autodesk 3ds Max не составило для меня труда. Однажды я взял заказ на создание анимации компьютерной игры. Я сделал риг, персонажа, создал примерно 200 сцен коротких анимаций, которые длились 2-3 секунды. Благодаря этому опыту, я разобрался с функционалом Autodesk Maya.

После этого я работал моделлером на студии «3Dreamteam». Мы работали над интерактивной презентацией олимпийских спортивных комплексов в Сочи.

Но, лично для меня, гораздо интереснее был проект, посвященный виртуальным путешествиям по Праге. На нем я создавал модели статуй.

Еще когда я учился в первом институте, а тогда я делал визуализации для одного маленького архитектурного бюро, я проникся их скетчами к разным проектам заказчика. Тогда я понял что для хороших моделей (особенно мне хотелось тогда моделить персонажей) нужно научится рисовать. Мне посоветовали художника — выпускника ВГИК-а , и, в процессе обучения у него, у меня появилось желание поступить во ВГИК на анимацию.

ПЕРВАЯ КОРОТКОМЕТРАЖКА

Когда я поступил во ВГИК, нашим мастером на Факультете анимации и мультимедиа была Татьяна Никитична Ильина. Она тогда работала режиссером-постановщиком полнометражного мультфильма «Ку! Кин-дза-дза». Мастерская Татьяны Никитичны была устроена так: студенты получали тему и делали по ней эскизы, причем все это было похоже на раскадровку. Из любой сказки нужно было сделать несколько кадров, которые будут раскрывать ее сюжет. Так как я увлекался фотографией, мне было не так трудно выстраивать композицию.

Начиная со второго курса у нас начались занятия по экранной работе. Мы снимали короткие анимационные сюжеты на 1-2 минуты. Нужно было проанализировать контент, который тебе выдали. Понять суть произведения и о чем оно рассказывает, раскрыть тему. Важно было расписать хронометраж действий и понять, какая будет развязка. Соединяя кадры друг с другом, мы начинали понимать какие переходы работают, что нужно будет добавить на монтаже, какие действия персонажа нужно включить в сцену, а какие сцены следует удалить. Именно таким образом мы могли понять режиссуру.

Моей дипломной работой был короткометражный фильм «Штамп». За основу своего короткого метра я брал рассказ Франца Кафки «Сосед». Я показал историю через призму фантастики, и постарался отразить в придуманном мной мире дух произведений Кафки. Действие моего фильма происходит в мире «белых воротничков». Главный герой начинает понимать, что все его существование — создавать штампованные бланки из бумажных самолетиков — бесполезно. Развязкой сюжета было полное освобождение героя от незримых пут этого мира.

«ПАРОВОЗ»

Летом 2018 года меня пригласил на должность режиссера эпизодов мой преподаватель, который как раз работал на студии «Паровоз». В мои обязанности входили пересказ истории в картинках, раскладывание событий по таймингу и подборка референсов для композитора. Позже, мне предложили перейти в должность выпускающего режиссера.

ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР

Как выпускающий режиссер, я должен просматривать работу, которую проделали layout-артисты: построение кадра, сохранение истории и монтажа из утвержденного аниматика. Иногда я вношу коррективы, если это необходимо, конечно. Также я отсматриваю все действия персонажей, их отыгрыши сцен. Нужно чтобы анимация персонажей отвечала настроению сцены и сюжету серии. Моя задача — выстроить внятную и красивую историю в каждой серии.

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

«ЧЕТВЕРО В КУБЕ»

Почти в каждом эпизоде мультсериала мы что-то изобретаем — мы создаем какие-то локации: то подиум, то сцену. Материал из которого все это построено, да и сами Кубики очень напоминают детский конструктор.

НАШИ КУБИКИ И ДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР
НАШИ КУБИКИ И ДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР

Наши кубики живые — они могут показывать эмоции. К примеру, в серии «Самая страшная история» кубики начинают петь песню, так как они напуганы. Как и у любых живых существ у них присутствует командный дух: если они ищут Машу, то ищут ее сообща. Если задуматься, то их можно понять, они прилетели на другую планету, попали в совсем чужую среду. Это абсолютно нормально — стараться действовать как одна команда.

Из всех героев нашего мультсериала, мне очень нравится Пиратто. Забавно наблюдать за тем, как из раза в раз ему не удается довести свое дело до конца — поймать кубиков и передать их Дону Пирамидону.

ПИРАТТО • «ЧЕТВЕРО В КУБЕ»
ПИРАТТО • «ЧЕТВЕРО В КУБЕ»

Пиратто — классический неудачник. На мой взгляд, его можно описать так — капитан команды, которая разбежалась. Он постоянно повторяет, что является самым злобным в мире пиратом. Но, когда его план не выполнен, скромно добавляет, что именно сегодня был неудачный день и можно будет все это повторить потом. Он не предается рефлексии, так как очень самоуверен.

ВОСПРИЯТИЕ

Иногда я просто не могу отделить профессиональное восприятие мультфильма от простого просмотра. К примеру, когда я смотрел мультфильм «Человек паук: Сквозь вселенные», я постоянно ловил себя на мысли о том как это было сделано, каким образом выстроен кадр, какие цветовые решения применены в определенной сцене. Это не особо мешает просмотру, чаще всего мне становится интереснее наблюдать за тем, как это работает и как это устроено.

Полагаю, что все сюжетные идеи, которые можно себе вообразить уже давно высказаны. За всю историю мультипликации уж точно. Вопрос остается в другом: как эта идея раскрыта и подана. Есть множество способов рассказать историю. Не стоит думать, что если кто-то уже затрагивал эту тему, то вам ее касаться не стоит. Все дело в технике подачи.