Сергей Сергеев одним из первых примкнул к команде «Паровоза» и участвовал в создании самых первых проектов студии: «Бумажки», «Ми-ми-мишки», «Волшебный фонарь», «Сказочный патруль». Увидев концепты следующего мультсериала, Сергей сразу решил, что хочет заниматься именно им. Сегодня Сергей — ведущий cпециалист по композитингу этого красивейшего сериала — «Лео и Тиг».
Поговорили о предыстории, о пользе актерского мастерства, о том, как создается такой сложный, с технической и художественной точки зрения, проект, как «Лео и Тиг» и какую роль в нем играет магия композитинга.
Сергей, когда началось твое знакомство с компьютерной графикой?
С индустрией я познакомился еще в далеком детстве. Мне было лет десять. Моя мама работала на студии First Field Studio. И там же работал Евгений Головин, делал свои первые мультфильмы. Туда приводили детей сотрудников, для обратной связи. Нам показывали мультфильмы, а еще — как их делают. Помню программу 3D Max, в которой моделировали и анимировали, мне даже позволили взять программу домой, чтобы я мог сам поковыряться в ней! Но вскоре это увлечение вытеснил театр. Я играл в детском музыкальном театре юного актера.
Тебя мама направила в творчество или ты сам так решил?
Мама поддерживала все мои начинания и помогала найти себя. Однажды мамина подруга рассказала, что идет кастинг в театральную труппу. Меня в итоге взяли, и в театре я сильно раскрылся. Там были потрясающие педагоги и ребята. Я до сих пор вспоминаю всех с большой теплотой. То, чему я научился в театре, мне пригодилось в жизни и в деле. Это открытость миру и тяга к всему новому. Когда у меня будут дети, я обязательно покажу им этот волшебный мир театрального искусства.
Сколько лет ты провел в театре?
Меня взяли в театр в 8-9 лет, а покинул я его примерно лет в 15. Через год я закончил школу экстерном. Поступал на режиссуру и на актерский факультеты ГИТИСа, МХАТа, Щуки, Щепки, ВГИКа… Не поступил.
Почему? Мне кажется, просто не хватило желания идти в этом направлении. Я почему-то начал чувствовать, что это не мое. Мне были интересны другие вещи. А какие, я еще не мог тогда сформулировать. В итоге, я поступил на журфак. Первый курс еще был интересен, но после я понял, что журналистики у нас в стране нет… Я дотянул до 4 курса и ушел.
Чем ты занимался помимо театра?
Чем я только ни занимался! Делал сайты для игр, для всяких игровых команд, друзей и знакомых. А после я начал делать игровые видеоролики, мне хотелось научиться делать крутые заставки. Просматривая сейчас свои старые работы, я умиляюсь тому, что я делал.
Позже я познакомился с видеомонтажом. На журфаке я проходил стажировку на «Первом канале», в студии «Живые новости», которая выпускала передачу «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом. Сначала я просто сидел там в монтажке, оцифровывал видеокассеты, и помогал в мелких делах. Я смотрел, как люди там работали, и мне хотелось делать то же самое.
Через месяц я попросил дать мне какой-нибудь материал, чтобы научиться монтировать. У них как раз было много списанных сюжетов, в итоге я сделал несколько, и всем понравилось. Потом я ушел, потому что у меня начался учебный год.
И вот, в 2014 году, меня позвали в анимационную студию «Паровоз», которая только-только открылась, и им нужен был монтажер. Тогда студия была еще не такая большая и известная. И была готова только первая серия «Бумажек». Меня посадили рядом с Леонидом Ермошиным — нашим супервайзером постпродакшена. И у него на мониторе я и увидел, что такое композитинг. Это был буквально второй-третий день моей работы монтажёром, когда я понял, что хочу заниматься композитингом. Эта магия запала мне в душу.
В итоге я занимался монтажом, а в свободное время разбирал композитинг, сидел и копался сутками, несколько месяцев почти без сна. Когда началась работа над первой серии «Ми-ми-мишек», я попросил Леню дать мне несколько шотов в работу. Так всё и началось.
Сколько проектов за все это время у тебя было в «Паровозе»? Какими ты занимаешься сейчас?
Я композил почти все проекты: «Бумажки», «Ми-ми-мишки», «Волшебный фонарь», «Сказочный патруль»… Потом стартовал проект «Лео и Тиг». К тому моменту, я уже был лидом на «Ми-ми-мишках». Посмотрев концепты по «Лео и Тигу», я решил, что хочу делать именно его.
«Лео и Тиг» — очень показательный проект в портфолио студии, потому что показывает всю полноту ее технических возможностей. Согласен ли ты с этим?
Да! «Лео и Тиг» — очень сложный, с технической и художественной точки зрения, проект. Мех, трава, вода, огонь, природа — всё это сложная работа по нескольким причинам. Первая — сроки. Визуальный стиль требует большое количество времени на работу с картинкой, чтобы финальный результат выглядел безупречно. Вторая — время рендера. Это количество времени, за которое просчитывается 3D графика. Рендеринг «Лео и Тига» занимает больше всего времени из всех проектов студии. 1 кадр мультфильма, в среднем, считается около двух часов (!), а в 1-ой секунде — 25 кадров.
Для проекта мы провели большую работу по оптимизации рендера. Большую часть сложных визуальных задач, например: магии, спецэффектов и, даже, света в кадре, мы делаем на этапе композитинга.
Расскажи подробнее, чем именно занимается специалист по композитингу или, как это чаще всего звучит, композер?
Задача композера заключается в том, чтобы соединить результаты работы всех отделов, чтобы они смотрелись едино и гармонично. Помимо этого на «Лео и Тиге», например, мы занимаемся цветокоррекцией на композе. Соответственно, у нас очень сложная работа по свету, цвету и так далее. Мы, фактически, создаем освещение в каждом шоте руками именно на композе. Так же на композе мы можем оперативно вносить почти любые правки по картинке, двигать персонажей, затирать ненужные элементы кадра, изменять композицию без перерендера.
Композер — это такая профессия, в которой можно развиваться бесконечно.
CG-индустрия никогда не стоит на месте. Всегда есть множество смежных направлений, которые интересно изучать, даже самым опытным специалистам.
К примеру, композитинг в кино — это другие технические нюансы. Лично мне больше нравится композить мультфильмы, поскольку в мультипликации огромное поле для творчества.
С кем из команды ты взаимодействуешь чаще всего?
Я очень ценю то, какая команда у нас сложилась с художником-постановщиком «Лео и Тиг» Екатериной Ладатко. Мы стараемся приглядывать друг за другом в визуальных поисках, и в итоге получаем результат, к которому стремимся.
Больше всего я взаимодействую с художниками и командой композеров. Конечно, все мы ориентируемся на режиссера и учитываем его пожелания. Так же финальная картинка нашего мультфильма зависит от плотного взаимодействия с супервайзером производства Александром Афонасьевым.
Какими качествами и навыками нужно обладать, чтобы стать композером?
В профессии композера довольно высокий порог вхождения, нужно иметь хороший художественный вкус, представление об основах композиции, теории цвета, света и фотографии. Иметь и развивать собственного художественного цензора. То есть здесь нужно обладать и качествами художника, и техническими навыками, чтобы решать различные проблемы и задачи.
Это, правда, непросто и нужно усердно учиться. Мне очень нравится в этой профессии то, что можно постоянно развиваться.
Какие планы на будущее?
В композе скучно не бывает. Я сейчас руковожу композитингом на проекте «Лео и Тиг». Конечно, мне бы очень хотелось поработать над полным метром. Я уверен, что там интересные задачи и сложные технические решения. В сериале ты создаешь относительно быстрые результаты, а полный метр это проект на несколько лет.
Бывает ли у композера творческий кризис?
Бывает. И самое главное — уметь себя вытащить из него. Перестать гореть проектом — это, на мой взгляд, самое страшное. Потому что, если люди не горят своим проектом, то они начинают делать свою работу «плохо».
Как ты себя вытаскиваешь?
Я люблю ходить в кино, галлереи, музеи и посещать театры. Меня очень сильно мотивируют шоурилы крутых ребят, брейкдауны топовых фильмов.
Иногда я практикуюсь на любимых фильмах, пытаюсь повторить сложные CG-сцены. Меня вдохновляют такие вещи, они дают ощущение того, что все достижимо.
Есть ли у тебя хобби, не связанное с работой?
Хобби, не связанное с работой? (смеется) Мне очень сложно разделять свою работу с каким-то хобби, потому что я люблю свою профессию.
Есть ли у тебя девиз по жизни?
Нужно делать все для своего удовольствия, но не в ущерб людям, которые тебя окружают.
А что ты посоветуешь человеку, который пришел работать композером в «Паровоз»?
Не бояться, много работать, развиваться и улучшать свои технические и художественные навыки. Не терять искры и пламени внутри. Это самое главное, а всему остальному можно научиться. Я очень благодарен студии за предоставленный мне шанс, профессиональный рост, доверие и возможность заниматься тем, что я так успел полюбить.
____________________________________________________________
Если вы хотите работать специалистом по композитингу в студии «Паровоз», отправьте свое резюме на hr@parovoz.tv или через удобную форму в разделе вакансии.