В анимационном клубе «Паровоза» прошла вторая встреча

У нас на студии много разных поводов пообщаться вне рабочих процессов. Мы организуем эфиры радио, в процессе которых коллеги рассказывают не только о проектах, но и о себе и своих увлечениях; обсуждаем книги в неформальной обстановке; а с недавних пор встречаемся еще и в формате анимационного клуба.

На первой встрече этого клуба продюсер международных проектов студии Мари Льида рассказала про питчинги: что это такое, какими они бывают, на что имеет смысл обращать внимание при презентации проектов. Второе собрание провела киновед Алена Сычева, она сделала обзор анимационных фестивалей и рынков контента этого года. Делимся с вами основными тезисами ее выступления.

  • Пандемия коронавируса значительно повлияла на фестивальное движение. Почти все крупные отраслевые мероприятия, фестивали и рынки, были переведены в онлайн-формат. Из-за этого осложнилась коммуникация между людьми: сценаристами, продюсерами, байерами, ведь изюминкой мероприятий всегда были личные встречи и новые знакомства, возможность показать свой контент или запитчить идею здесь и сейчас. Онлайн-формат лишает людей личного контакта, немногие готовы показывать свой контент и делиться идеями с незнакомцами через экран.
  • Самые крупные рынки контента, прошедшие в 2020 году, это MIPCOM, MIFA и Каннский кинорынок, которые все прошли онлайн на специальных платформах. На них можно было смотреть шоукейсы, назначать встречи и добавлять свои проекты в электронный каталог.
  • В онлайн перешли не только рынки, но и фестивали. Последним кинофестивалем, состоявшимся в 2020 году в традиционном формате, был Берлинале. Из анимационных фестивалей в гибридном формате (онлайн и оффлайн одновременно) совсем недавно прошел Большой фестиваль мультфильмов, а сейчас идет португальский фестиваль Cinanima.
  • Анимация нередко бывает представлена на кинофестивалях класса А, например, на Берлинале или Московском Международном кинофестивале. В 2020 году ММКФ впервые представил внеконкурсную программу анимационного кино. Мультфильмы на фестивалях часто интегрируются в программы игрового кино или короткого метра.
  • В этом году впервые на Большом фестивале мультфильмов была введена конкурсная программа (раньше фильмы оценивали только зрители). Два состава экспертов оценивали российский и зарубежный конкурсы.
  • Онлайн-формат позволил Большому фестивалю мультфильмов провести множество Q&A сессий с создателями анимационных фильмов (раньше обсуждения и общения с режиссерами вообще не проводились). Дискуссия в Zoom требует меньше затрат на организацию и позволяет присутствовать на ней большему количеству людей.
  • Основные российские анимационные фестивали: Открытый Российский фестиваль анимационного кино в Суздале, Большой фестиваль мультфильмов, Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК. Суздальфест и КРОК можно назвать фестивалями для работников индустрии, где художники, аниматоры и режиссеры встречаются, обмениваются опытом и смотрят новые работы друг друга. Зрители могут при желании посетить показы бесплатно. БФМ же работает по европейской модели организации фестивалей: это коммерческое мероприятие, ориентированное в первую очередь на публику. Вход на показы и мероприятия платный, как и доступ к онлайн-просмотрам.
  • На фоне онлайн-мероприятий новыми красками заиграли небольшие альтернативные фестивали. Например, на днях с успехом прошел фестиваль пятисекундных анимационных фильмов «Ща, 5 сек».
  • Если фестивали дают представление об анимации сегодняшнего дня, то на рынках презентуются проекты будущего. Именно на рынках можно увидеть контент, который будет в эфирах телеканалов и на стриминговых платформах спустя время. Рынки помогают ориентироваться в трендах и вовремя реагировать на них.