Вера Мякишева: Мне важно, чтобы все персонажи были с яркими узнаваемыми характерами

Режиссер-постановщик мультсериала «Ми-ми-мишки» рассказала нам о том, как захотела стать режиссером, как попала в «Паровоз» и о своих любимых персонажах.

ХОЧУ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ

Мне очень повезло в детстве. В восьмом классе школы я попала в детскую анимационную студию, и мой мир перевернулся! Целый год наша группа занималась режиссурой, актерским мастерством, историей кино и анимации, рисунком. В то время еще не было широкого распространения цифровых технологий, поэтому мы готовились снимать короткий мультфильм в технологии «перекладка». Мы писали сценарий, рисовали отдельно фоны и персонажей, делали для них шарниры, чтобы они двигались. В конце учебного года мы арендовали на день или два мультстанок, и ехали оживлять наши мультики.

Мы учились всему на своих работах. Именно тогда, еще даже не сняв первый мультфильм я поняла, что хочу стать режиссером.

«Сегодня я решила записаться на курсы мультипликаторов» • запись в дневнике Веры Мякишевой

ПАРОВОЗ

В «Паровоз» меня привел случай. В то время я хотела уйти из режиссуры, и училась на монтажера кино. В «Паровозе» как раз была вакансия монтажер. Я знала некоторых ребят, работавших на студии и хотела прийти ненадолго, но быстро поняла, как здесь интересно и комфортно. Здесь есть возможность расти.

На студии со мной случился совершенно новый опыт командной работы и мои обязанности дополнились помощью режиссеру проекта Алексею Миронову. Спустя какое-то время мне доверили самой выпускать мультсериал «Ми-ми-мишки».

МИ-МИ-МИШКИ

Это сериал о дружбе, увлечениях и приключениях. Я работаю на проекте не с самого его начала, хотя я на нем уже 3 года. На сколько я знаю, было несколько художников, которые рисовали концепты (героев и изобразительного решения). Идеально попала в задачу моя однокурсница и подруга — режиссер и художник Полина Грекова. Она разработала главных героев и общую стилистику сериала.

Тучка, Лисичка и Кеша • Концепты Полины Грековой

Потом, много серий спустя, появились новые герои, еноты Соня и Саня и крот Валя. Их нарисовал Станислав Метельский. Перед ним стояла задача сделать героев максимально приближенными к визуальному стилю вселенной мультсериала. Нужно было еще учитывать, что каждый герой должен иметь индивидуальный характер.

Еноты Саня и Соня, крот Варя • Концепты Стаса Метельского

Мне важно, чтобы все персонажи были яркими и узнаваемыми. Четкое описание помогает вести историю и распределять роли, опираясь на психологию героев. Это и художнику дает больше возможностей придумать и подчеркнуть личность каждого, сделать персонажа особенным, и в то же время нужно собрать всех персонажей в одно изобразительное решение.

У каждого персонажа определенный характер и поведенческие атрибуты. Когда мы создаем персонажа, мы прописываем все его особенности. К примеру, каждый персонаж движется по-своему. Кеша может молниеносно перемещаться в пространстве, активнее всех бегает и прыгает. Крот Валя немного неуклюж.

Кеша • Ми-ми-мишки

Еще при задумке сериала, закладывается характер каждого персонажа. Начиная от работы со сценарием мы стараемся придумывать такие ситуации, которые ярче всего покажут персонажей. На этапе производства аниматиков я слежу, чтобы режиссеры не забывали об этом и многие розыгрыши и гэги опираются на «постоянство» и узнаваемость героя.

СЮЖЕТЫ

Пришлось нелегко со сценариями после сотой серии — сложно было найти оригинальные темы. Мы нашли новые идеи для серий, а новые персонажи добавили сюжетов. Приключения, выдумки и хитрости енотов Сани и Сони иллюстрируют зрителю то, к каким последствиям могут привести некоторые их проделки.

Крот Валя внес разнообразие в визуальный портрет героев. Валя — крупный, носит очки, он немного неуклюж, но очень умен, добр и рассудителен. В сериях «Талант Вали» и «Очкарик» мы раскрываем персонажа и показываем, как друзья могут помочь поверить в себя.

110 серия «Очкарик» • Ми-ми-мишки 

Мне сложно ответить есть ли еще невысказанные сюжеты в мультфильмах. Думаю, каждую мысль можно сказать по-своему, пропустить через себя, дополнить своим опытом и деталями. Я еще не видела двух одинаково снятых фильмов.

ЛЮБИМЫЕ ПЕРСОНАЖИ И МУЛЬТФИЛЬМЫ

В наших «Ми-ми-мишках» моя любовь переходит от Лисички к Кеше. Признаться, я как Лисичка, интересуюсь платьями и люблю иногда что-то вкусное приготовить. Кеша — это батарейка, заряд энергии, который необходим на работе, чтобы быстро и качественно переключаться с одного на другое и все успевать.

Лисичка • Ми-ми-мишки

У меня очень много любимых мультфильмов. Я очень люблю мультфильмы Федора Хитрука («Каникулы Бонифация» «Винни-Пух» и «История одного преступления») и Михаэля Дюдока де Вита («Отец и дочь»). Люблю я и некоторые зарубежные фестивальные фильмы. К сожалению, их трудно найти в сети, а запомнить авторов бывает еще сложнее. Например, «I am Tom Moody» (Ainslie Henderson) и, из последнего, «Negative space» (Ru Kuwahata, Max Porter).

«Negative space» • Ru Kuwahata, Max Porter

ВДОХНОВЕНИЕ

Ищу вдохновение в жизни, но это слишком глобальный ответ. Я люблю фотографировать на черно-белую пленку, и путешествовать. Стараюсь смотреть побольше фильмов и мультфильмов, читаю, наблюдаю…

SCREAM SCHOOL

Я преподаю ознакомительный курс монтажа аниматорам в «Scream school».
Рассказываю об основных правилах монтажа в кино. В этой сфере уже сложилась очень мощная теоретическая база. Эти знания помогают проще донести историю до зрителя, не запутывая его. Я показываю перенос теории на практику — в анимацию. Учу студентов соблюдать правила и, в порядке исключения, нарушать их.