До премьеры
осталось:

Экипировка 3D-художника анимации
3D-аниматор студии «Паровоз» о наборе инструментов художников

Денис Лавренюк, 3D-аниматору мультсериала «КОШЕЧКИ-СОБАЧКИ» В 3D все приходят по-разному. Кто-то в детстве вдохновляется играми и стремится попасть в игровую индустрию. Другие «заболевают» motion-design и 3D-анимацией. Каким бы путём художник ни пришел в 3D-графику, он неминуемо сталкивается с необходимостью освоить незнакомый ему ранее инструментарий. Как выглядит современное рабочее место 3D-аниматора? Какими гаджетами, девайсами и программами он пользуется? Что может помочь ему в работе? И какие навыки ему нужно приобрести и развить для того, чтобы участвовать в проектах профессиональных анимационных студий? Мы задали эти вопросы Денису Лавренюку, 3D-аниматору мультсериала «КОШЕЧКИ-СОБАЧКИ» и делимся его ответами с вами.

РАБОЧЕЕ МЕСТО

По большому счету, для работы 3D-аниматору нужно то же, что и бухгалтеру: стол, стул и компьютер. Кое-кто из крутых профессионалов действительно удовлетворяется такими спартанскими условиями и говорит, что всё остальное — отвлекающая мишура. Но я считаю, улучшать свое рабочее пространство нужно просто потому, что это полезно и увеличивает радость от дела, которому ты отдаешь треть жизни. В конце концов, от того, насколько комфортно и продуманно обустроено рабочее место 3D-аниматора, зависит его производительность.

➸ Здоровая спина важнее видеокарты!

Для начала очевидное: стол и стул должны быть удобными и соответствовать рекомендациям специалистов по эргономике. Здоровая спина в анимации важнее видеокарты! Статические нагрузки нужно варьировать, периодически меняя положение тела. Также важно помнить о необходимости регулярных перерывов в работе.

Многие сейчас заказывают чудаковатые стулья-седла или высокие столы для работы стоя. Это очень здорово, но нужно понять, будет ли такая мебель удобна лично вам. Для этого хорошо бы испытать ее на деле до покупки. Вполне возможно, вас больше устроит короткая прогулка в обеденное время.

 

ДЕВАЙСЫ И ГАДЖЕТЫ

ДЕВАЙСЫ И ГАДЖЕТЫГрафический планшет. Свой поход в 3D многие начинают, вооружившись обычной мышкой, и, до поры до времени, сомневаются, нужен ли им планшет вообще. Могу заверить, несомненно нужен. Даже если вы не занимаетесь непосредственно рисованием, работа над анимацией состоит из множества точных манипуляций в редакторе. Это создает огромную нагрузку на запястье, и всего за пару лет можно получить так называемый туннельный синдром, вызывающий боль и онемение рук. Думаю, доводить до этого не стоит.

Качественные графические планшеты сейчас делает не только корпорация Wacom. Рынок предлагает широкий выбор доступных моделей. Начинающим аниматорам стоит присмотреться к новым предложениям китайских производителей.

Профи цифровой графики наверняка будут смотреть в сторону крупноформатных моделей или отдадут предпочтение интерактивным дисплеям. В студии «Паровоз» кроме планшетов пользуются графическими дисплеями Cintiq. Очень крутая штука, и в отличие от стульев-седел, нравится всем. Преимущество дисплеев проявляется в наглядности и естественности процесса рисования.

графические дисплеи Cintiq

Теперь о более редких гаджетах. Нередко на столе аниматора можно увидеть дополнительную клавиатуру, которая позволяет программировать горячие клавиши. Их в нашей работе мы используем очень много, и на обычной клавиатуре они не помещаются. Да и нажимать одну кнопку вместо двух или трёх ощутимо удобнее.

Упомяну о личной находке — ножных педалях для управления компьютером, которые напоминают блок эффектов, подключаемый к электрогитарам. У меня на них висят Ctrl, Alt и Shift. Очень удобно для навигации во Viewport и не только. Можно, конечно, и что-нибудь ещё придумать. Например, вызывать с педали персональное Marking menu, если жесты стилусом вам приятнее нажимания кнопок.

ножные педали для управления компьютером

СОФТ

Как вы наверняка уже знаете, львиная доля персонажной 3D-анимации делается в Autodesk Maya . Современный аниматор просыпается и засыпает с ней в обнимку. Этот редактор трехмерной графики в последние годы уверенно лидирует в анимационной индустрии. Профессионалы ценят его за удобный и гибкий инструментарий. Где-то там есть и Autodesk 3dsMax, Blender и другое ПО, но в профессиональной анимации сейчас чаще всего используют именно Maya.

Кроме Maya аниматор обычно использует монтажную программу, чтобы контролировать монтажность склеек, а также что-нибудь для комфортного просмотра референсов (например, PureRef). Помимо этого, полезны специальные плееры, в которых можно просматривать анимацию покадрово и делать пометки (например, RV).

СОФТ

После всего сказанного полезно вспомнить, с чего мы начали: не все аниматоры считают залогом успеха крутость и обилие их экипировки. И они, конечно, правы. Главное умение аниматора — не забывать, что он художник, а не технарь. Лучше лишний раз мысленно перебрать 12 принципов анимации и подумать, применены ли они должным образом в шоте¹, над которым работаешь, чем забивать голову скриптами и гаджетами.

¹Шот (Shot) — последовательность кадров, снятая камерой за один проход (монтажный план).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ 3D−АНИМАТОРА

  • Уверенное следование 12 принципам анимации;
  • Умение рассказывать свой кусочек общей истории, не замыкаться на механическом перемещении тел и конечностей;
  • Умение отыгрывать сцену в соответствии с референсами и предложенными режиссёром обстоятельствами;
  • Умение планировать свою работу, примерно представлять трудоёмкость того или иного решения;
  • Техническая подкованность, помогающая эффективно работать в 3D;
  • Знание английского языка;
  • Наблюдательность.