Станислав Клыков: «Профессия „компоузер“ — это симбиоз техники и творчества»

Компоузер студии «Паровоз» рассказал нам о навыках, которые необходимы в работе и об особенностях подготовки изображений для эпизодов мультсериала «Четверо в кубе».

ПРОФЕССИЯ: СОЗДАВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ

К профессии компоузера у меня был долгий и извилистый путь. Любовь к изобразительному искусству во мне была всегда, сколько я себя помню. Я любил рисовать с детского сада, очень любил смотреть мультфильмы и мечтал стать мультипликатором. Еще будучи школьником, я старался рисовать в стиле, который напоминал просмотренный мной контент.

Когда пришло время, родители отправили меня в ИЗО-студию при ДК «ЗИЛ». Детской группы там не было, и меня взяли в группу, которую готовили к художественным ВУЗ-ам. Ребята в ней были старше меня. Тем не менее, я вместе со всеми рисовал пятиминутные скетчи, натюрморты, гипсовые черепа, мы ездили на природу рисовать с натуры. Признаюсь, мне было очень сложно, но все это было слишком интересно, чтобы бросать начатое!

К сожалению, у меня не сложились отношения с педагогом: она была фанатка Ван Гога и Моне, а я уже тогда любил и хотел стремиться к технике Боттичелли, Микеланджело, Дюрера, Босха, и графике Гойя. Наши вкусы не совпадали, поэтому я бросил студию.

НАВЫКИ

У меня был опыт работы с разными направлениями на фрилансе, где используются графика или графическая доводка: строительство сайтов, реклама для типографий, векторная графика, флэш-анимация, свадебная фотография, логотипы и баннеры. Но все это было лишь хобби, я занимался этим в свободное от работы системного администратора время.

В 32 года я задумался над изменениями в своей жизни. Хотел совместить свои технические и художественные навыки, поэтому стал искать и узнал про профессию компоузера.

Специалисты по композитингу — люди, собирающие и доводящие изображение в кино до «товарного вида». У этих людей есть съемочный материал с камеры, 3D-объекты, которые надо добавить, есть спецэффекты (взрывы или вода). Компоузер все это собирает вместе послойно и добивается интеграции новых объектов в съемочный материал, чтобы все выглядело реалистично.

чтобы все выглядело реалистично

Эта профессия меня очень заинтересовала, поэтому я решил пойти на курсы в Scream School, чтобы научиться всему, что необходимо для работы. Сразу после окончания курсов я устроился на работу в CG Factory. Там я проработал четыре года, участвовал во многих интересных полнометражных проектах и получил качественные навыки клинапа, композитинга и стерео-композитинга. Мне посчастливилось работать над хорошими большими фильмами: «Он-дракон», «Экипаж», «Время первых». Они олицетворяют для меня три моих любимых жанра: фэнтези, авиация, космос.

Тем не менее, я никак не мог оставить интересующую меня область — мультипликацию, поэтому следующим местом работы стала студия «Паровоз». Изначально я работал над мультсериалом «Ми-ми-мишки», затем перешел на проект «Четверо в кубе».

затем перешел на проект «Четверо в кубе»

АНИМАЦИЯ VS. ИГРОВОЕ КИНО

Задачи компоузеров в анимации и в кино отличаются. В кино компоузер занимается огромным количествим клинапа. Клинап — этап постпродакшн, задача которого — избавится от ненужных объектов изображения или перекрыть ошибки рендера. Компоузеры убирают из кадра много лишнего: маркеры для трекинга, тени от съемочной группы, нежелательные объекты в кадре, страховочные тросы, провода от оборудования, птиц, людей, некрасивую мимику, неуместные здания, небо и так далее. Но важно помнить, что в кино всегда есть референс. Мы всегда используем «донорский материал» непосредственно из кадра или из соседних кадров, а если вставляем эффекты или новые объекты, добиваемся эффекта присутствия новых объектов в кадре. В игровом кино всегда ясна конечная цель — добиться максимальной реалистичности картинки.

В анимации все иначе. Основная задача — довести изображение с этапа рендеринга до картинки, которую утвердили художники. И тут есть одна очень частая проблема: то, что рисуют художники в 2D, не всегда соответствует 3D-реализации. Компоузер дотягивает 3D-модель по свету и цвету до 2D-референса, но получившееся изображение не всегда работает так, как ожидалось. Именно в этот момент начинается долгая и кропотливая работа по доведению изображения до «товарного вида». Компоузеры дорисовывают свет и цвет масками, добавляют в кадр «жизнь».

добавляют в кадр «жизнь»

Часто возникает необходимость заставить что-то двигаться в динамичных шотах — отрезках видеоматериала, где происходит какой-либо экшен (движется фон и объекты, появляются спецэффекты, изменяется свет и цвет). Компоузеру важно делать все очень красиво, хотя не всегда очевидно, как что-то новое будет выглядеть в рамках стилистики мультсериала «Четверо в кубе». Для достижения нужного ощущения от кадра, компоузеры часто работают вместе с художниками, аниматорами и режиссером. Не всегда получается достичь желаемого с первого раза. Это становится видно, когда в монтаже объединяется уже несколько шотов. Тогда и проявляется необходимость корректировать их, «приводя к общему знаменателю». И мы начинаем все корректировать: меняем анимацию, ракурсы и так далее.

Профессия компоузер — это интересный симбиоз техники и творчества. Необходимо знать и понимать, как работает объектив камеры, как работает рендер департамент, знать Adobe Photoshop, чтобы объяснить художникам, как технически правильно подготовить и выгрузить слои. А еще композитинг — последний этап производства мультфильма, поэтому все временны́е задержки на всех стадиях производства уменьшают время, отведенное на компоуз, поэтому в нашем отделе каждый день — дедлайн.