Композитор мультсериалов «Деревяшки» и «Кошка Бяка и хороший мальчик» рассказывает о создании музыкальной атмосферы, творческом развитии ребенка и работе композитора.
Ульяна, расскажи, пожалуйста, свою историю. Как ты пришла к музыке?
Кажется, я с ней родилась. По крайней мере, так рассказывают родители. В музыкальную школу меня взяли в четыре с половиной года. В то время это не было распространенной практикой.
Я иду к музыке и учусь каждый день. Даже сейчас, когда все учебные ступени пройдены: школа, училище, консерватория, аспирантура.
Как твоя профессия помогает тебе в роли родителя?
Я бы сказала, что музыка, лично мне, помогает во всех моих ролях. Она меня поддерживает в трудную минуту, расширяет мой кругозор, заставляет мозг работать, думать и развиваться.
В этом и есть одна из главных составляющих любого вида искусства: поддерживать нашу человеческую жизнедеятельность, зажигать в нас огонь дерзновения, утешать и учить видеть смыслы.
Можешь ли ты назвать важные вехи в своем творчестве?
Музыка позволяет мне раскрываться в разных жанрах и стилях. Я обожаю писать для оркестра. Мне нравится возможность синтеза различных видов искусств. Любые театральные и аудио-визуальные проекты меня привлекают.
Что бы я ни делала, будь то детская песенка или симфоническая картина, я считаю это важным. Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Важно все, что мы делаем. Каждая минута жизни важна.
Ты сочиняешь за инструментом или пишешь без него? Проверяешь ли ты как звучит произведение после его создания?
Создание музыки может происходить очень по-разному. Партитуры я чаще всего пишу за столом. Внутреннего слуха мне достаточно, чтобы записать музыку, которую я слышу внутри.
Как ты сочиняла музыку для мультсериала «Кошка Бяка и хороший мальчик»?
Музыку для мультфильмов я пишу за компьютером. Мне важно как это будет звучать и как это попадет в видеоряд. И над «Кошкой Бякой» и над «Деревяшками» я работаю за компьютером. Для этого, на сегодняшний день, есть много удобных программ. В них можно видеть картинку, выбирать звуки, записывать отдельно каждую партию, накладывая одну на другую. Темы обрастают аранжировками, которые четко обыгрывают происходящее на экране и попадают в необходимый хронометраж.
Как ты думаешь, должен ли композитор менять свой почерк или манеру письма, переходя к новому сочинению? Какие изменения претерпело «настроение музыки» от «Деревяшек» к «Кошке Бяке и хорошему мальчику»?
В работе на заказ композитор должен следовать поставленной задаче. В работе над собственными проектами можно пробовать, экспериментировать, искать новый язык или эксплуатировать уже найденный. Про мои работы говорят, что почерк узнаваем, даже если музыка написана в совсем иной стилистике.
«Деревяшки» и «Кошка Бяка», прежде всего, отличаются тембрами. В музыке к «Деревяшкам» использованы акустические инструменты. Ее можно было бы исполнять живым камерным ансамблем. Музыка к «Кошке Бяке» — это электронные тембры — совсем другая эстетика.
Какое из своих произведений ты больше всего любишь? Или они все тебе одинаково дороги?
Я бы сравнила их со ступеньками. Каждая ступенька важна, но всегда имеет смысл двигаться дальше. Больше всего я люблю то произведение, которое я еще не написала.
Работа в анимационной студии «Паровоз» — это?
Это, безусловно, большая радость. Мне кажется, в моей душе живет ребенок, который получает огромное удовольствие от создания музыки к мультфильмам.
Как тебе удается совмещать семейную жизнь и творческую деятельность?
Работа вне графика — это возможность быть дома с семьей. Это возможность самостоятельно строить свое расписание. Я с детства привыкла бережно относиться ко времени, расставлять приоритеты в делах и быстро работать. Мне было бы очень тяжело жить без возможности заниматься любимым делом. Я нахожу такую возможность, а моя семья меня поддерживает во всех моих начинаниях.
Кто и что тебя вдохновляет? Откуда ты берешь идеи и столько энергии для своих новых проектов?
Меня вдохновляет жизнь, вдохновляют новые задачи, мне очень нравится движение. Мне очень близки и понятны слова Петра Ильича Чайковского о том, что «вдохновение — это гостья, которая не любит посещать ленивых». По смыслу это высказывание очень созвучно известной поговорке «аппетит приходит во время еды». Так и получается, когда ты занимаешься любимым делом, ты не тратишь энергию, а наоборот, генерируешь ее. Когда кажется, что сил и мыслей нет, садишься к инструменту поимпровизировать. Спустя какое-то время, ловишь себя на мысли, что уже появились силы и вдохновение.
Как ты относишься к современной музыке?
Мне сложно абстрагироваться, когда я слушаю музыку. Ведь я слышу все, что звучит внутри. Поэтому я не могу оценивать музыкальное произведение с точки зрения «нравится» / «не нравится». Я, скорее, могу относиться к ней с точки зрения «интересно» или «не интересно». Интересной может быть абсолютно любая музыка, вне зависимости от времени написания и стиля.
Ты много пишешь для мультсериалов «Кошка Бяка и хороший мальчик» и «Деревяшки». Как ты создавала музыку для этих проектов?
Работа в любом проекте для меня всегда превращается в квест. Когда я начинаю работать, то не всегда знаю, что в итоге получится. Иногда результат получается неожиданным. Я очень люблю работать в творческом потоке. «Деревяшки» и «Кошка Бяка» это тот самый случай.
Какие элементы музыкальной культуры задействованы в музыкальных произведениях мультсериалов?
Целевая аудитория «Деревяшек» — самые маленькие зрители. Их возраст — это период, когда «впитывается» буквально все. Для меня было очень важно, при написании музыки к этому сериалу, создать внутри него развивающую музыкальную среду.
Например, во всех непонятных ситуациях «Деревяшки» поют. Но они не просто поют, это не песенки в общепринятом значении. Это большое количество простых мотивов, близких к фольклору.
С одной стороны, песенки не являются самостоятельными, но они могут вдохновлять на бытовое музицирование. Например, герои мультфильма встретили лужу на пути и запели «эту лужу мне не одолеть». А сколько препятствий на пути может встретить малыш? Огромное количество!
Любое препятствие намного веселее преодолевать с простой песенкой. Это уже повод для творчества. Трудно одеваться? Давай споем на тот же самый мотив «почему запутался рукав?» или «как ботинок этот застегнуть?». Вариаций невероятное множество. Это очень полезный практический навык, но это еще не все.
Музыка для детского мультика может развиваться в большую взрослую оперу. Мне важно не просто создать запоминающиеся мотивы, но и развить их всеми возможными «композиторскими» способами.
Ребенок растет и вместе с ним растет сложность музыкального языка в «Деревяшках». Ритмы, жанры, гармонические обороты меняются от серии к серии. Поэтому материал, который за столько серий стал уже родным, иногда появляется в неожиданных вариациях. Его даже бывает трудно узнать.
Я пользуюсь лейтмотивами, аллюзиями, стилизациями. В одной серии и на одном материале могут органично сочетаться барокко и латина. Как? В этом и состоит работа композитора. Неизменными, по задумке создателей сериала, остаются только песенки героев.
Можешь побольше рассказать о том, что помогло сформировать саундтрек с эстетической точки зрения?
На мой взгляд, важной составляющей является музыкальная драматургия. Когда все скреплено внутри и логично вытекает одно из другого. Даже неожиданности являются частью общего смысла. В музыке все как в жизни: любая случайность может иметь значение. Поэтому при создании саундтреков, я стараюсь думать о целом внутри любого из разделов.
Как ты понимаешь, что пришло время закончить с конкретной композицией? Можешь рассказать про композиции, которые было сложно доводить до идеала?
Любые сложности в процессе работы — это часть творческого поиска, часть того самого квеста, который нужно пройти. Я перфекционист, мне бывает сложно отпустить композицию. Мне все время хочется что-то исправить. Я живу с пониманием того, что всегда можно сделать лучше и всегда есть куда расти. Честно говоря, лучше всего помогают закончить сочинение сроки.
Что для тебя важнее: делать музыку, которая нравится тебе самой, или которая понравится всем?
Невозможно нравиться всем. Пожалуй, важно не изменять себе, что бы ты ни делал.
Мультсериал «Кошка Бяка и хороший мальчик» продемонстрировал, как визуальный ряд отходит на второй план, а на первое место выходит музыка и звуки. Что важнее всего для обычного зрителя? Как зритель и как профессионал, что ты предпочитаешь?
Важно, чтобы в конечном итоге то, что мы видим и слышим, было органично. В некоторых случаях можно обойтись совсем без музыки. Иногда музыка помогает донести общую идею.
«Кошка Бяка и хороший мальчик» — мультсериал, в котором есть воспитательная составляющая. Главный герой прокручивает в своей голове варианты выхода из непростой ситуации. Он переживает страх и панику. Множество безумных идей приходит ему в голову. Принятие своей ошибки приносит облегчение.
Музыка иллюстрирует ход его мыслей. Из-за этого она очень разная: на фоне электроники вдруг появляется мама в прожекторах под аккомпанемент рояля, а текст мальчика стилизован под рэп на фоне битбокса. Смело, эклектично, интересно.
В своем блоге ты много писала о том, что каждая мама может сама заниматься со своим ребенком. Могла бы ты рассказать, в чем суть традиционного обучения музыке детей? Почему стоит отдать предпочтение именно таким домашним занятиям вместе с родителями?
Блог родился во времена декрета. Сейчас у меня совсем нет времени его вести. Там остался большой проект «Виртуальная музыкальная школа», который и сегодня доступен для всех, кто захочет заниматься.
Предпочтение не должно отдаваться занятиям дома с мамой. Тем не менее, «Виртуальная школа» закладывает еще один кирпичик в возвращение традиций домашнего музицирования. Это удачная попытка сделать музыкальный язык доступным любому.
Традиционное обучение тоже может быть прекрасным, но оно полностью зависит от личности преподавателя. Мне везло с моими учителями. Тем не менее, мы все встречали людей, которые закончили музыкальную школу и никогда больше не подходили к инструменту.
В целях «Виртуальной музыкальной школы» никогда не было воспитания музыкантов-виртуозов. Это невозможно в таком формате. Но улучшить музыкальный слух, научиться импровизировать, сочинять несложные песенки, развить чувство ритма, перестать бояться петь — все это вполне возможно и доступно в таком формате. Я проверяла.
Ты уделяешь много времени творческому развитию детей. Почему это так важно?
Дети — наше будущее. Все, что связано с развитием детей важно. Творить, создавать что-то новое, развивать уже известное — прекрасные навыки. Они полезны в каждой сфере деятельности! Большой отдушиной в жизни любого человека является творчество.